Актрису Наталью Белохвостикову Господь Бог, кажется, не обделил ничем. Талант, запоминающаяся внешность и самое главное — ум, который при наличии первых двух качеств в наше время, увы, совсем не обязателен...
Ровно 40 лет назад состоялся дебют Натальи Белохвостиковой в большом кино — она сыграла главную роль в картине Сергея Герасимова «У озера». После этого карьера будущей звезды советского кино развивалась стремительно. Зритель влюблялся в нее сразу и навсегда. Сама же Наталья Николаевна влюблена лишь в своего мужа — известного режиссера Владимира Наумова, с которым живет уже почти 40 лет.
У них есть дочь и сын.
«Сергей Герасимов взял меня сразу на второй курс ВГИКа с формулировкой «ввиду выдающихся способностей»
— Это был для меня большой и неоценимый опыт! — вспоминает Наталья Белохвостикова о работе у Сергея Герасимова. — Я, по сути, молодая и неокрепшая девочка, студентка, играю главную роль в фильме, который снимает сам Герасимов (режиссер таких легендарных картин, как «Тихий Дон», «Красное и черное». — Авт.)! Он был руководителем курса во ВГИКе, где я училась. Как-то пришел Сергей Аполлинариевич на очередную лекцию и сообщил всем студентам, что собирается снимать новый фильм. После чего начал назначать ребят на роли. И когда добрался до главной героини, то произнес: «А вот на главную роль я буду пробовать претенденток». И позвал меня. Каждый божий день на протяжении полугода(!) я репетировала с ним, пока наконец не утвердилась в образе. И только за три дня до отъезда на Байкал, где должны были происходить съемки, я получила официальное приглашение играть главную героиню фильма «У озера».
Сергей Аполлинариевич был очень бескомпромиссным и требовательным человеком. Он четко знал, чего хочет и как этого добиться. Сам трудился в поте лица и не позволял «сачковать» актерам, независимо от их возраста и статуса. Поначалу мне было трудно к этому привыкнуть, на каком-то этапе даже хотелось сдаться. Но когда я поступила в институт, а потом начала сниматься, то твердо была намерена побеждать, а не проигрывать. То есть для меня это было, если хотите, делом чести! Тем более со мной снимались такие известные и значительные актеры, как Василий Шукшин и Олег Жаков, которые меня очень поддерживали. Я впитывала все, как губка. Все их взгляды, жесты, интонации. Перенимала опыт! Мне кажется, в том, что моя героиня Лена Бармина получилась такой, немалая заслуга Шукшина.
Конечно, когда я начала активно сниматься, учиться стала значительно меньше. С середины второго и весь третий курс мне пришлось сдавать экзамены экстерном. А что было делать? Не могу сказать, что моя популярность была предметом зависти однокурсников. Хотя, наверное, некоторые недоумевали — как мне удалось прорваться? Ведь когда я только появилась во ВГИКе, то выглядела немного смешно. У меня была длинная коса, я носила плиссированную юбку, ни грамма косметики. Такая себе скромница. А на курсе в это время уже выделялись уверенные в себе девушки и юноши, красавицы и красавцы. Иногда я слышала насмешки в свой адрес и краснела в ответ, как малолетняя провинциалка.
Я была тихой и очень смирной девочкой. Даже пойти на институтский вечер не могла себе позволить — стеснялась. И это несмотря на то, что я была зачислена во ВГИК сразу на второй курс. А дело было так. Когда я еще жила с родителями в Стокгольме (отец Натальи Белохвостиковой был дипломатом. — Авт.), приехала съемочная группа картины «Верность матери» во главе с Марком Донским. Интересно, что эта группа насчитывала только трех человек: художник, оператор и режиссер. На актеров денег не нашли. Режиссер обратился к моему отцу с просьбой дать людей из посольства для массовки. Но отец отказал — все были заняты работой. Предложил взамен взять на незначительные роли детей. И на роль 75-летней(!) Марии Ульяновой Донской утвердил меня. Я щеголяла в длинном платье, на высоких каблуках, с зонтиком в руках (чтобы ненароком в кадр не попало мое молодое лицо). Так и помелькала в массовке. Донской пригласил нас с мамой на премьеру фильма. Идя по Киностудии имени Горького, мы встретили Сергея Герасимова. Своим видом «большелобой девочки» я запомнилась мэтру, и он зачислил меня в свою мастерскую. Я тогда только пошла в десятый класс. После школы ходила к нему в институт на занятия. А ночью зубрила физику, химию, алгебру... После окончания школы, естественно, захотела поступать во ВГИК, а тут — о чудо! — Герасимов взял меня сразу на второй курс с формулировкой «ввиду выдающихся способностей». Сейчас, когда мне становится очень грустно, я вспоминаю эти слова Сергея Аполлинариевича. Как бальзам на раны...
«За «шалопайство» Еременко дважды отчисляли из ВГИКа»
— Вашим партнером в фильме был красавец мужчина Николай Еременко. Насколько я знаю, вас связывала многолетняя дружба.
— Коля был моим однокурсником. Он любил погулять, подраться. Но ему многое прощалось за огромный талант! Столько ролей, сколько переиграл Коля во ВГИКе, никто, наверное, за всю историю института не играл. Не надо забывать, что ему приходилось намного труднее, чем всем нам, ведь он был сыном известных родителей (актеров Николая Еременко-старшего и Галины Орловой. — Авт.). Коля просто фонтанировал идеями. То разыграет кого-нибудь, то стихотворение сочинит. Он удивительным образом одинаково хорошо мог сыграть как комедийную, так и трагическую роль.
Мы были близкими друзьями. На все его премьеры я ходила в театр, как на собственные. Нас так учил Герасимов — поддерживать друг друга всегда и во всем. У Сергея Аполлинариевича не было своих детей, наверное, поэтому он нас так сроднил между собой.
— В молодые годы с Николаем Николаевичем красивой девушке было, наверное, трудно «только дружить».
— Романа между нами не было. Я рано вышла замуж за Владимира Наумова — в 21 год. После чего другие кандидатуры в качестве мужа или просто партнера я не рассматривала. Не могу сказать, что всех мужчин «холодно отвергала». Напротив, вела себя демократично, но в «рамках» замужней женщины. Мы с Колей очень много играли в спектаклях, снимались. Кроме картины «У озера», была восьмисерийная лента по Стендалю «Красное и черное». Часы напролет мы работали с Колей над тем, как сыграть ту или иную сцену. Потрясающее и незабываемое время!
Несмотря на то что за «шалопайство» Еременко дважды отчисляли из ВГИКа, плохим студентом он не был. Много читал и знал. Как по мне, ничего страшного, если ты вовремя не сдал историю театра или другой предмет. Ведь Коля компенсировал это огромной трудоспособностью. До пяти утра, без перерыва он мог репетировать роль, а это о чем-то говорит. До поры до времени я об этих отчислениях ничего и не знала. Тем более у Герасимова была потрясающая фраза для тех, кто любил отвлекаться от учебы: «Когда быстро идете, не забывайте смотреть под ноги, чтобы не споткнуться».
«О том, что у нас с мужем такая разница в возрасте, мне напоминают лишь журналисты. Я сама ее не замечаю»
— Со своим мужем Владимиром Наумовым вы вместе уже несколько десятилетий. Редкость в нынешнее время, а в актерской среде и подавно...
— Мы просто любим друг друга, вот и весь секрет. Как увидела Владимира Наумовича 40 лет назад, так и влюбилась в него. Наша первая встреча произошла в Карловых Варах, где мне вручили приз за лучшую женскую роль как раз за фильм «У озера». Ближе мы познакомились уже в самолете. Он безумно творческий человек, и о том, что у нас такая разница в возрасте, мне напоминают лишь журналисты. Я сама ее не замечаю. Вообще. Не так давно мы решились на ответственный шаг — усыновили ребенка. Сейчас сыну пять лет. У нас еще есть дочь Наталья, она режиссер.
— Вас окружали первые красавцы советского кино. Но предпочли вы человека, который старше вас на 24 года. Чем он вас привлек?
— Я обожаю людей творческих и образованных. Среди моих ровесников тогда таких не было. Владимир Наумович проявил настойчивость. Он умеет красиво ухаживать за женщиной. Что тоже немало значит. Я до сих пор не встретила мужчину, который был бы для меня интересней, чем мой муж. К тому же он не перестает меня удивлять подарками, лаской, вниманием. Что еще нужно? Когда он только начинал ухаживать, то читал мне очень красивые стихи, дарил потрясающие букеты цветов. Однажды, прилетев из Голландии, привез совершенно невообразимый букет тюльпанов, в котором не было цветов двух одинаковых оттенков!
— Вы родились в семье дипломата, блестяще окончили школу, свободно владеете иностранными языками. Наверное, родители не предполагали, что дочь станет актрисой...
— Да, это так. Но они никогда на меня не давили. С одной стороны, я понимала, что нужно учиться и это мне поможет в жизни. Образование — это святое. С другой стороны, родителей радовало, что я увлекаюсь творчеством, и мне никто не мешал. До того как стать актрисой, я работала с иностранными делегациями — переводила. Я ведь одно время жила в Англии, потом в Швеции. Но так как это были мои совсем юные годы, вспомнить что-нибудь необычное, интересное из той «капиталистической» жизни не могу. Я с удовольствием пользовалась теми западными благами, которые у меня тогда были, и даже думать не могла, что на моей родине все иначе. Смотрела все западные фильмы, которые в советское время не выходили на большой экран. А если их и выпускали в прокат, то изрядно порезанными, и понять, что к чему, было просто невозможно.
Но, несмотря ни на что, я всегда хотела вернуться домой. Сама не знаю почему. К слову, даже когда сейчас выезжаю за рубеж, меня тянет назад, в Россию...
— Где вы достигли больших высот...
— Я не тщеславный человек — награды для меня не имеют никакого значения!