РОМАН ВИКТЮК: «Нуриев был ужасающим в общении! Страшно матерился. Даже я таких слов не знаю» - Еженедельник «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ»

Главный редактор еженедельника «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ» Александр Швец

17 - 24 марта 08 года
 
События и люди
 
люди. годы. жизнь

РОМАН ВИКТЮК:
«Нуриев был ужасающим в общении! Страшно матерился. Даже я таких слов не знаю»

17 марта знаменитому российскому танцовщику исполнилось бы 70 лет

Рудольфа Нуриева называли Дьяволом и Чингисханом. Его боготворили и боялись. Танец Нуриева сводил с ума поклонников, а его прыжок до сих пор никто не в состоянии повторить. Нуриев — танцор от Бога, хотя профессионально стал заниматься балетом довольно поздно — в 16 лет. А в 20 мальчик из Уфы уже стал солистом Мариинского театра в Петербурге. Его тело было практически идеальным, а вот нравы и характер оставляли желать лучшего. Нуриев одним из первых в Советском Союзе публично заявил о своей нетрадиционной ориентации. В 1961 году, во время гастролей театра в Париже, его срочно вызвали в Москву якобы для участия в правительственном концерте. На самом деле для ареста. Нуриев это предвидел и в парижском аэропорту, прямо перед отлетом самолета в Москву, совершил то, что потом назвали «прыжком свободы». Благодаря своему знаменитому «полету» Нуриев избежал советских стражей порядка и попал прямо в руки французской полиции. После этого в Советском Союзе Рудольфа Нуриева провозгласили изменником Родины. Не вернули ему доброго имени на родной земле и по сей день...

Рудольф Нуриев стал одним из самых богатых танцовщиков в мире. Он коллекционировал предметы старины и даже... целые острова. Ему в любовники записывали Фредди Меркьюри, Элтона Джона и Жана Маре. Он умер, когда ему было всего 55 лет. В парижской больнице, от СПИДа.

Единственным режиссером, поставившим пьесу о великом танцовщике ХХ века Рудольфе Нуриеве, стал народный артист Украины Роман Виктюк. Его спектакль «Нездешний сад» — о полной сумасшедших поступков жизни гения. Роман Григорьевич и сам встречался с Нуриевым и даже собирался вместе с ним поставить пьесу...

«Он был уже тяжело болен и не в форме. Раздавались вялые аплодисменты, но Нуриев как будто их не слышал»

—Роман Григорьевич, ведь ваше знакомство с Рудольфом Нуриевым произошло благодаря великой русской балерине Наталье Макаровой...

— В Мариинском театре были три величины — Рудольф Нуриев, Наталья Макарова и Михаил Барышников. Судьба распорядилась так, что я знал каждого из них. Первый раз увидел Наталью, когда она спустя 17 лет вернулась из Америки в Россию. Я вообще считаю, что все, происходящее в нашем мире, предназначено свыше. Просто надо заставлять свою волю подчиняться «верхним» распорядкам. Помню, утром в Москве на репетиции кто-то мне сказал, что завтра в Мариинском театре в «Евгении Онегине» будет танцевать Макарова. Я, ничего никому не сказав, сел в поезд и рано утром приехал в Питер. Пришел к директору Мариинки, которого давно знал, и сказал: «Я буду сидеть в первом ряду, в директорской ложе, которая имеет выход на сцену». Он воскликнул: «Это невозможно! Там может находиться только руководство!» Но я был неумолим: «Я должен там сидеть!» Он понял, что спорить со мной бесполезно.

— Значит, вы все-таки сели, где хотели.

— А как иначе?! Я понимал, что должен увидеться с Макаровой во что бы то ни стало. И вот опустился занавес, зал ревет, за кулисами полно народу. Макарова, стоя на коленях, целовала сцену и рыдала. Вдруг она увидела меня и закричала: «Это он! Не уходите!» Я стал оглядываться по сторонам, не понимая, к кому она обращается — ведь мы не были знакомы, но она смотрела неотрывно только на меня. Оказалось, что единственный человек, с которым Наталья общалась перед тем, как покинуть страну, был замечательный артист Игорь Дмитриев. Она ему призналась, что хочет попробовать себя на драматической сцене. Дмитриев тогда без паузы сказал: «Только у Виктюка». Она запомнила мою фамилию и больше ничего. И спустя много лет, за кулисами, узнала меня из сотни людей! Макарова подскочила и сказала, что хочет играть, и дала свои координаты. А в это время зал просто ревел! Когда она вновь после поклона выбежала за кулисы, я ей крикнул: «Есть только одна пьеса, «Двое на качелях». Там балерина и любовная история!» Она в ответ: «Пьесы не знаю, но я буду играть».

— Вы репетировали в Питере?

— И в Америке, и в Европе, и, конечно, в Питере. Правда, Наташа всегда с опаской приезжала в Россию, боялась КГБ, постоянно оглядывалась, думала, что ее заберут. Однажды мы с ней репетировали и жили в Петербурге, в резиденции Собчака, бывшем Смольном институте. Наташа на одном этаже, я — на другом. Оказалось, что в кабинете, где я работал, раньше сидел убийца, уничтоживший Анну Ахматову, — Жданов. Там ничего не изменилось с тех пор! Если пройти по ковровой дорожке 20 метров, можно было попасть к Собчаку. Там же, рядом, был и кабинет Владимира Путина. Вот так мы и репетировали... — Кстати, в пьесе «Двое на качелях» изначально должен был играть в паре с Макаровой украинский актер Анатолий Хостикоев. — Я очень этого хотел. И Толя даже начал репетиции. Мы улетели в Лондон, и вдруг его вызывает родной Театр имени Ивана Франко, играть в пьесе по какой-то украинской классике. Толя мучительно решал, лететь или нет. И таки улетел в Киев. Но на спектакле сломал ногу и вернуться ко мне уже не смог... Когда мы репетировали в Сан-Франциско уже с другим артистом, Валей Клементьевым из МХАТа, Наташа вдруг мне говорит: «Знаешь, Нуриев тоже хочет сделать, как я».

— Уйти в драматический театр?

— Попробовать себя в нем. Боже, конечно, я был согласен! Мы выбрали пьесу «Учитель танцев», где Нуриев должен был играть Учителя, а Наташа — дочь главной героини. Я приехал к Нуриеву во Флоренцию, где он с молодыми итальянскими артистами танцевал «Шинель» Гоголя. Он был уже тяжело болен и не в форме, а артисты — беспомощны. В финале балета он выбегал на сцену в своем знаменитом прыжке, который был уже не таким мощным, и раздавались вялые аплодисменты. Но Нуриев как будто их не слышал. Я пришел к нему за кулисы. Обычно после его спектаклей там толпился народ, желавший хотя бы прикоснуться к своему кумиру, а охрана их не пускала. Но на этот раз НИКОГО НЕ БЫЛО! Я подошел к дверям его гримерки и постучал. Из-за двери раздался радостный голос: «Входи!» Он сидел уже завернутый в халат, возле гримерного столика, и смотрел на меня немного грустными глазами. Я говорю: «Вы — не просто человек, вы — планета! Я обещаю, что поставлю о вас спектакль». Обычно на подобные предложения Нуриев ерничал, говорил какие-то резкие слова, мог накричать. А он на меня лишь посмотрел. Но КАК!!! В его глазах было такое ЖЕЛАНИЕ, чтобы это произошло...

— Тот спектакль во Флоренции стал последним его выходом на балетную сцену?

— Да. Это было связано с неприятной историей. После спектакля две семейные пары потребовали вернуть им деньги, потому что их якобы обманули и на сцене был не Нуриев. Кошмар! Но, когда Рудик об этом узнал, он просто... перестал танцевать. И два года потратил на то, чтобы научиться дирижировать. Он работал с оркестром даже в Нью-Йорке и потом прислал мне программку концерта и компакт-диск с записью.

«Не знаю, подписал ли Нуриев кровью какой-нибудь контракт, но, безусловно, у него были связи с подземным миром»

— Из-за татарской крови Нуриева называли Чингисханом.

— Как его только не называли! Он был ужасающим в общении! Страшно матерился. Даже я таких слов не знаю. Нуриев не терпел никакой критики. Есть история, связанная с одной критикессой, которая писала о нем только плохое. Нуриев не начинал спектакль, если она сидела в зале. Более того! Он мог заставить охранников вытолкать ее и сам, оббежав фойе, проверить, не ушла ли она. Его темперамент был неудержим!

— Не только на сцене, но и в любви...

— Всем известны его истории. Сначала с балериной Марго Фонтейн, которая была старше его на 20 лет. Потом с танцором американского балета Эриком Бруном. Нуриев рассказывал, что, когда Эрик впервые привел его домой, мама, увидев Рудика, закричала и упала в обморок. Наверное, она обладала каким-то даром и смогла предвидеть то влияние, которое окажет Нуриев на судьбу ее сына.

— Нуриев был красив?

— Очень! Просто удивительно! Идеально сложенное тело, яркие глаза, ореол недоступности... Кстати, Рудик, несмотря на то что долго прожил за границей, блестяще говорил по-русски. Практически без акцента. Лишь иногда мог остановиться и задуматься, как сказать то или иное слово.

— Вы так и не успели поставить с ним спектакль?

— Репетиции постоянно переносились. Нуриев с гастролями все время находился в разных точках мира, я тоже разъезжал. Потом его сломила страшная болезнь. Помню, мы смотрели по телевизору его награждение: Нуриев сидел на сцене оперного театра в кресле, министр культуры вешал ему на грудь медаль, а он уже ничего не понимал...

В тот день, когда он умер в Париже, я был в Сан-Франциско с Макаровой. Рано утром позвонил Миша Барышников и сказал: «Его уже нет». Тогда Наташа стала лихорадочно подбирать слова, чтобы сочинить последний текст о Нуриеве. А я лишь сказал: «Теперь я понимаю, КАК воплотить мою идею на сцене». Я понял, как передать его величие и непохожесть... Меня как прошибло! Я даже увидел декорацию еще не существующего спектакля — огромный балетный станок, замкнутый, как круг... Прошло десять лет со дня его смерти, и мы играли премьеру «Нездешнего сада», памяти Нуриева.

— С выходом этого спектакля ведь связана мистическая история.

— Чистая мистика или же энергетика самого Нуриева. Для постановки мне нужны были пленки его спектаклей. Из Фонда Нуриева, который находится в Сан-Франциско, пленки прислали в Питерское хореографическое училище. Помню, прихожу забирать коробку, а меня прямо у дверей встречают с грустными лицами. Я в ужасе: «Пропала коробка?» Оказалось, что в помещении, где хранились бесценные документы, был пожар. Сгорело все! Я, не веря, говорю: «Откройте дверь!» Мне: «Это бесполезно». Я кричу: «Откройте!» Захожу и вижу в правом углу горку пепла. Подхожу, разгребаю, и вдруг появляется моя коробка с пленками! Совершенно не тронутая огнем!

— А ведь еще при жизни Нуриеву приписывали связи с потусторонним миром.

— Говорили, что он — дьявол! Не знаю, подписал ли Нуриев кровью какой-нибудь контракт, но, безусловно, у него были связи с подземным миром. Аид и он на каком-то непонятном науке уровне таки общались. Я в этом уверен...

— Вы были в его доме в Париже?

— Нет, хотя знаю и этот дом, и весь интерьер его квартиры. Кстати, любимая фотография Нуриева — его портрет, висевший в спальне, — есть и в нашем спектакле. Знаете, самым сложным для Дмитрия Бозина, сыгравшего роль Нуриева, был тот самый знаменитый прыжок танцора. Помните, его еще называли «прыжок свободы», когда Нуриев таки решил остаться в Париже. В спектакле Бозин с монологом из книги Нуриева, пересказывающего те трагические подробности, идет по узкому пространству балетного станка. Это как над пропастью. И НИ РАЗУ Дима не упал! Он говорит, что у него вдруг появляется такая невесомость в организме! Как Христос по воде... Знаете, на премьере в театре Моссовета, в финале была ТАКАЯ тишина! Когда я вышел на поклон, то смог сказать лишь одно: «Он с нами!» И тогда в театре не заплакали — заревели...

← к текущему номеру

Предыдущие номера в полном объеме представлены в архиве.

НЕСТОР ШУФРИЧ:  «Вот сниму гипс с правой ноги — и снова пойду стрелять»
НЕСТОР ШУФРИЧ:

«Вот сниму гипс с правой ноги — и снова пойду стрелять»

 
РОМАН ВИКТЮК:  «Нуриев был ужасающим в общении! Страшно матерился. Даже я таких слов не знаю»
РОМАН ВИКТЮК:

«Нуриев был ужасающим в общении! Страшно матерился. Даже я таких слов не знаю»

 
СЕРГЕЙ МИХАЛКОВ:  «Странно все-таки сложилась моя жизнь. В первом браке я был на десять лет моложе своей жены, а во втором — на 47 лет старше»
СЕРГЕЙ МИХАЛКОВ:

«Странно все-таки сложилась моя жизнь. В первом браке я был на десять лет моложе своей жены, а во втором — на 47 лет старше»

 
события недели
«Непримиримый борец с проституцией» губернатор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер тратил десятки тысяч долларов на... девушек по вызову
Анатолия Тимощука признали лучшим футболистом стран СНГ и Балтии
Мэр французской деревушки под угрозой строгого наказания запретил своим односельчанам... умирать
Солист группы «Иванушки International» Кирилл Андреев сломал руку, оттачивая цирковой трюк
Спустя несколько лет безуспешных поисков российского бизнесмена Виктора Бута, считающегося одним из крупнейших незаконных торговцев оружием, поймали в Таиланде
Цена на золото достигла рекордной за всю историю отметки — тысяча долларов за тройскую унцию
Ватикан объявил использование презервативов смертным грехом
Владимир Путин купил замок на лазурном побережье?
Вслед за главой СБУ Валентином Наливайченко, лишившимся портмоне, неизвестные обокрали в Киеве бывшего Генерального прокурора Виктора Шишкина
© "События и люди" 2008
Все права на материалы сайта охраняются
в соответствии с законодательством Украины
Условия ограниченного использования материалов