ДАВИД ЧЕРКАССКИЙ: «От одного только голоса Армена Джигарханяна карандаш у меня в руке буквально сам начинал рисовать» - Еженедельник «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ»

Главный редактор еженедельника «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ» Александр Швец

26 мая - 2 июня 08 года
 
События и люди
 
как это было

ДАВИД ЧЕРКАССКИЙ:
«От одного только голоса Армена Джигарханяна карандаш у меня в руке буквально сам начинал рисовать»

Ровно двадцать лет назад на экраны Советского Союза вышел мультфильм «Остров сокровищ». Об этом юбилее любимого уже не одним поколением мультика его создатель — украинский аниматор Черкасский — узнал с... удивлением

Долгое время Давид Черкасский был знаменитостью, которую... не знали в лицо. Узнавать на улице выдающегося украинского аниматора стали десять лет назад — с появлением в эфире украинского телевидения юмористической передачи «Золотой гусь». А вот заочно миллионы зрителей познакомились с Давидом Яновичем еще в 1964 году, когда на экраны вышел первый мультфильм 32-летнего Черкасского. На его «Докторе Айболите», «Приключениях капитана Врунгеля» и, конечно же, «Острове сокровищ», которому в этом году исполняется 20 лет, выросло не одно поколение.

«В мою задачу входило обеспечить актеров водкой и закуской»

— Давид Янович, прошло двадцать лет с тех пор, как на телеэкраны вышел «Остров cокровищ» — пожалуй, самая удачная ваша работа. Примите поздравления по случаю юбилея.

— Ой, что, правда? Столько времени прошло? Ты уверен в этом?

— Так, по крайней мере, гласят официальные источники...

— Ну, спасибо за поздравление. Хотя у меня такое ощущение, что это было вчера.

— Тогда вы должны хорошо помнить, как все начиналось.

— Как и все гениальное — с поиска. Нужно было найти главных героев под «Остров сокровищ» — людей, которые смогли бы все правильно озвучить. Ведь анимационные мультфильмы — это в первую очередь голос, а потом уже все остальное. Однако покривлю душой, если скажу, что поиск был мучительным. Я сразу знал, кого буду брать, просто нужно было распределить людей по конкретным ролям. Слава Богу, проблем и с этим не возникло. Такие гениальные, я считаю, актеры, как Женя Паперный, Валера Чигляев, Витя Андриенко, сразу попали, что называется, в струю. Паперного, как и других, я к тому времени знал уже двадцать лет, он у меня снимался еще совсем юным. Женя — красавец! Как он гениально всех пародировал, какой у него был густой, совершенно потрясающий голос! С его стороны было много выдумок, импровизаций. Например, безумный смех доктора Ливси — Женина находка.

А сколько вдохновения мне подарил Армен Борисович Джигарханян! От его голоса у меня карандаш буквально сам начинал рисовать. Ведь, повторюсь, анимацию и персонажей мы делали под конкретный голос.

Да что там говорить, было не только легко, но и весело. Наверное, потому мы работали очень быстро. Съемки проходили на «Научфильме» ночью, в ателье «Анимафильм». Там стояли три кабинки, в каждой из них был и звукорежиссер, и актер. В мою задачу входило каждую кабинку обеспечить... водкой и закуской. Они делали добрый глоток водки, после чего все сверкало.

— В глазах?

— На экране!

— А что хоть за водка была?

— Не понял вопроса... А, ты имеешь в виду марку! Во молодежь пошла! (Смеется.) Тогда такого изобилия, как сейчас, не было. Тогда был один сорт водки — водка. Дай Бог, чтоб не самопал.

— А почему ночью работали?

— Так ведь все актеры были задействованы в своих театрах или на съемках в кино. Потому приходилось начинать работу ближе к полуночи. Однако все было шикарно. У меня вообще такое впечатление, что мы не работали, а отдыхали во время съемок. Ну представь, в перерывах между съемками мы могли играть в футбол по два-три часа.

— И на «Научфильме» на это все закрывали глаза?

— У нас был гениальный директор Остап Петрович, который понимал, что должен быть выход нашей неуемной энергии. И он на это, как ты говоришь, закрывал глаза. Тем более что работа-то делалась довольно быстрыми темпами. Картину мы отсняли примерно за три года — с 1985-го по 1988-й. Для анимации это просто бешеные сроки.

— Премьеру, как положено, смотрели всей съемочной группой вместе с руководством киностудии?

— Нет, к премьере мы отнеслись безразлично. Сделали — и все. Всем спасибо, все свободны. Я получал свои законные 300 рублей в месяц, чему был рад, и остальное меня не интересовало.

— Даже реакция руководства?

— НЕ ИНТЕРЕСОВАЛО. Точка. Да, честно говоря, как таковой ее (реакции. — Авт.) и не было, по-моему. Вот на мой мультфильм «Приключения капитана Врунгеля» реакция была. Одна из центральных газет — кажется, «Известия» — написала, что в Советском Союзе не хватало электричества, потому что все смотрели «Приключения капитана Врунгеля».

«Читая на горшке «Похождения бравого солдата Швейка», мой трехлетний сын спросил, что такое триппер... Весь в отца!»

— Вам льстила популярность?

— Слава мне была нужна в молодости, и только если я хотел захомутать девушку. Я поступал так. К примеру, когда в кинотеатрах шли «Казаки» режиссера Володи Дахно, говорил, что я — Дахно. Помогало. А вообще, мы люди малоизвестные, работаем в камерной среде: чем меньше посредников между тобой и листом бумаги, тем лучше, ведь в этом и есть смысл творчества. Но бывают и знаменитости: Дисней, Флейшер, из наших — Хитрук, Норштейн... Честно говоря, сразу всех и не вспомню, но выпивать с ними — выпивал. А популярность я ощутил уже через много лет после «Острова сокровищ», когда друзья пригласили поучаствовать в съемках программы «Золотой гусь». Меня стали узнавать на улице, а я этого стесняюсь больше всего. Но самое интересное, что стесняюсь не один я. Помню, иду по улице и вижу, что встречный прохожий узнал меня и очень разволновался, даже покраснел. Проходит он мимо и говорит: «Вы — наш поклонник!» И пошел дальше. Представляешь, так разволновался, бедняга, что спутал все слова. Но я скажу: популярность для меня тоже далеко не главное.

— Вернемся к «Острову...». Чем вам приглянулся роман Роберта Льюиса Стивенсона?

— В 12 лет, впервые прочитав книгу Стивенсона, я почувствовал желание когда-нибудь экранизировать эту прелесть (Давид Черкасский с детства мечтал стать мультипликатором. — Авт. ). Кстати сказать, сейчас начинаю снимать фильм «Пираты Острова сокровищ», где в главных ролях задействованы не люди, а... звери. Кто будет озвучивать? Да все те же. Так что на двадцатую годовщину мы снимаем своеобразное продолжение «Острова сокровищ», но, конечно, с чуть-чуть другой сюжетной линией.

— «Остров сокровищ» был первой книгой, которую вы прочли?

— Нет, свою первую книгу я не помню. Зато хорошо помню, что первая книга моего сына называлась «Похождения бравого солдата Швейка». Читая ее на горшке в трехлетнем возрасте, он спросил у жены, что такое триппер... Вот такой он у меня любознательный. Весь в отца! Я тоже начал рано интересоваться книгами и не исключаю, что читал похожую литературу.

Вообще, я с детства был уникальным. Даже акушер, принимая роды у моей мамы, заметил: «Это не жерадовский товар!» Что такое жерадовский товар? Сейчас объясню. Знаешь, где в Киеве улица Карла Маркса (сейчас улица Городецкого. — Авт.)? Там раньше был цирк. И на этой улице есть уголок старого Киева, который чудом сохранился. На вид он — как фотография. Когда-то там на доме была надпись: «Жерадовские товары», что означало — лучшие товары. Так вот, акушер, глянув на новорожденного, произнес: «Не жерадовский товар!» Моя мама запомнила эти слова на всю жизнь и при случае мне их напоминала.

А потом пошло-поехало. Детство у меня было веселым. Лет в пять проглотил гвоздь. Такая паника началась! Однако на рентгене выяснилось, что гвоздь идет шляпкой вниз. Чтобы его в желудке обволокло, мне давали кушать кашку, кормили вареной морковкой с котлетами, и он... как-то рассосался, исчез или незаметно выпал. Помню, в больнице мне понравилось: чисто, красиво. Так что через неделю меня привезли туда снова. Медперсонал сказал: «О, шпагоглотатель приехал!» На этот раз я проглотил металлический шарик от детского бильярда. Когда он грохнулся об унитаз, фаянс не разбился только чудом... Медперсонал провожал меня со слезами на глазах и очень просил родителей впредь не давать ребенку ничего длинного, мелкого и круглого...

— Кроме шпагоглотания, чем еще в детстве увлекались?

— Как это ни странно, уже тогда хотел быть мультипликатором. Помню, еще до войны папа повел меня в кинотеатр на мультипликационный фильм «Барон Мюнхгаузен». Мне так понравилось, я просто обалдел! Тогда картинки у нас делали «под Америку», и я рисовал примерно в этом же духе. Потом — цепочка случайностей. Я затеял у себя дома большую мультипликационную картину: забавные сценки, уйма персонажей. Неделю над ней пыхтел, а только закончил — звонит приятель: «Ты знаешь, на «Научфильме» создают студию анимационных картин...» Когда я туда пришел, у кабинета директора уже сидели человек двадцать художников в обнимку со своими работами, но на мое счастье Григорий Семенович Александров, который тогда возглавлял «Научфильм», ничего в мультипликации не понимал... Посмотрев на мои картинки, он сказал: «Это же то, что нам нужно». В общем, меня взяли, а всем художникам дали от ворот поворот. Вот такое стечение обстоятельств.

«В студенческие годы ходил по городу с одной мыслью: «Кого бы подцепить?»

— Тем не менее по образованию вы — инженер-строитель...

— Я учился в КИСИ, так сказать, шел по стопам почти всех великих мультипликаторов: почему-то большинство из них вышли из строительных или архитектурных факультетов.

— И в какой среде рождались эти выдающиеся мультипликаторы?

— В потрясающей! Да, были годы... Сначала я жил в коммуналке с очень интересной планировкой: если выйти на лестничную площадку, спуститься вниз на один этаж и повернуть направо, можно было зайти в туалет. Один на два этажа, причем рядом с кухней. Хотя никого это не волновало. Ведь если ты молод, полон жизни, всем по одному месту, что там не так спланировано. Когда ты молодой студент, то у тебя другие заботы. Ходишь целый день по городу с одной мыслью...

— Как бы поесть?

— Кого бы подцепить! У меня понимание красоты очень своеобразное. Худенькие, мелкие барышни меня не интересуют — женщина должна быть высокой, крупной, полной, выше меня... И чтобы ниже талии — очень много и в разные стороны. Размер эдак 54—56, легкий целлюлитик. Такая, знаете ли, рябь по утреннему морю... В годы моей молодости все выглядело очень романтично. Тогда на Крещатик вываливал весь киевский бомонд: ходили туда-сюда смешливые барышни, прогуливались стиляги — очень красивые хлопцы, бродил люд попроще. Мне процесс обольщения лучше всего удавался, когда я поднимался по улице Ленина (сейчас Богдана Хмельницкого. — Авт.). Здесь была уйма интеллектуалок с хорошими фигурами и с большими попами. Не знаю почему, но именно такие меня всегда привлекали. Да еще, повторюсь, чтобы выше меня ростом были. Завидев подходящую, забегал вперед, становился перед ней и был уже вроде наравне. Однажды, знакомясь с девушкой, я так неудачно ее повернул, что непривычно оказался внизу. Задрав голову, сказал: «Здравствуйте!» — но она смерила меня взглядом и тут же отрезала: «До свидания!»

Впрочем, я отвлекся. Запомни: с женщиной, во-первых, нужно говорить с напором, во-вторых, не останавливаясь, а в-третьих, если получится, следует выбросить подлежащие, чтобы красавица слышала русскую речь, но не понимала: чего же он хочет? Конечно, твои глаза показывают чего. (Улыбается.) На губах — легкая улыбка, но главное — говорить всякую чушь, чтобы она не поняла, что тебе нужно. А если задавать вопросы типа: «Где здесь находится библиотека?» или «Как пройти на елочный базар?» — пиши пропало. Потом тихо-тихо можно пододвигать ее к подворотне.

— Давид Янович, я уже боюсь вас дальше расспрашивать...

— Тогда просто слушай. Я еще классно рок-н-ролл танцую, тоже, между прочим, оружие для обольщения. В середине 50-х годов появился твист, и мы с моим приятелем достали пластинки с музыкой для этого танца. Так мы были звездами на танцевальной площадке. Девушкам это нравится. А еще я тебе скажу: отменная штука — спорт. Я, например, из Лапландии недавно вернулся, на лыжах катался. Класс! А сейчас хожу в бассейн на восстановительные процедуры.

В общем, обольщать девушек можно по-разному. Кстати, скажешь, когда газета выйдет, под это дело можно будет еще девочек подхомутать. Шучу...

— Сколько же у вас подобных обольщений в день бывало?

— Вот тебе сухая статистика: десять знакомств, из них — восемь свиданий. Две, как правило, соглашались на интим.

«Котеночкин сладко потягивался, поднимался из-за стола и шел через дорогу к будочке, где за двугривенный получал полстакана портвейна»

— И как вам удавалось совмещать такую бурную личную жизнь с работой?

— Да очень просто.

— Хорошо, тогда расскажите о стриптизе, который вы устроили в холле «Научфильма».

— Ой, это история, не подлежащая огласке. Только было это не в холле «Научфильма». В 1961 году я решил встретить Новый год на месте прежней работы — в «Проектстальконструкции» (научно-исследовательский институт. — Авт.). На праздничный вечер пришло человек 200, но, так как пили мы тогда мало, часам к двум ночи веселье иссякло, народ потянулся к выходу. Ну а поскольку я люблю шумные компании, поспорил с друзьями, что через минуту всех развеселю...

— Развеселили?

— Да уж. Пришлось после этого устраиваться на «Научфильме» осветителем. Но ничего, обошлось.

— Ага, а пили, значит, мало...

— Знаешь, у нас в Украине не пили, а вот когда я попал в Москву... Мэтры приходили на работу к 12-ти, потом базарили, точили карандаши — это был их ритуал. В 13.00 один из них — чаще всего это был Котеночкин, легенда советской анимации (создатель «Ну, погоди!». — Авт.), — сладко потягивался, поднимался из-за стола и шел через дорогу. Там он мечтательно смотрел на пруд с лебедями и поворачивал налево, к будочке. Чем она была замечательна? Тем, что ты бросал туда двугривенный и получал полстакана портвейна. За первым к будочке отправлялся второй художник, потом третий... Освободившиеся еще более мечтательно смотрели на пруд с лебедями... Когда от будочки отходил последний мультипликатор, к ней снова направлялся первый... В общем, к трем часам они были пьяны в стельку. Но зато как работали! Великолепно! Лучшего я просто не видел!

— Давид Янович, вы вскользь сказали о новом проекте — «Пиратах Острова сокровищ». Ваши поклонники не простят, если я не выпытаю у вас подробности.

— Сейчас еще трудно что-то говорить, в производстве лишь «пилот». Вообще, это идея Ильи Ноябрева, под эгидой продюсерской компании которого я сейчас работаю. Он же ведет какие-то переговоры. Пока мы не притерлись друг к другу: я вижу так, а команда — иначе. Но это нормальные рабочие моменты, мы ведь только начали работать. У меня всегда были классные команды. Верю, что и на этот раз будет так же.

← к текущему номеру

Предыдущие номера в полном объеме представлены в архиве.

ДАВИД ЧЕРКАССКИЙ:  «От одного только голоса Армена Джигарханяна карандаш у меня в руке буквально сам начинал  рисовать»
ДАВИД ЧЕРКАССКИЙ:

«От одного только голоса Армена Джигарханяна карандаш у меня в руке буквально сам начинал рисовать»

 
ИЗВЕСТНЫЙ РЕСТОРАТОР МАРГАРИТА СИЧКАРЬ:  «Когда была беременной сыном, хотелось мяса, пива и водки. А вот когда дочерью — сладостей,  мороженого и креветок»
ИЗВЕСТНЫЙ РЕСТОРАТОР МАРГАРИТА СИЧКАРЬ:

«Когда была беременной сыном, хотелось мяса, пива и водки. А вот когда дочерью — сладостей, мороженого и креветок»

 
ЖЕНА БЫВШЕГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЧЕРИ БЛЭР:  «С Людмилой Путиной мы подружились, когда обе остались... в трусиках»
ЖЕНА БЫВШЕГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЧЕРИ БЛЭР:

«С Людмилой Путиной мы подружились, когда обе остались... в трусиках»

 
события недели
«Феррари» знаменитого Джеймса Кобурна продали за рекордную сумму — почти 11 миллионов долларов
Благодаря дружбе с Томом Крузом Виктория Бекхэм получила первую роль в голливудском фильме
Харьковчанин Сергей Федченко стал интерконтинентальным чемпионом по версии IBF
Концерт «Скорпионз» на Европейской площади Киева задержали на два с половиной часа из-за того, что музыканты... застряли в пробке
Любвеобильный Кифер Сазерленд опять развелся
Мика Хаккинен чуть не сгорел живьем на собственной вилле во Франции
Полтавский студент Геннадий Чипко установил мировой рекорд, проглотив 12 галушек за 52 секунды
Самые счастливые на Земле люди — швейцарцы и датчане
Скарлетт Йоханссон выпустила свой первый музыкальный альбом
© "События и люди" 2008
Все права на материалы сайта охраняются
в соответствии с законодательством Украины
Условия ограниченного использования материалов