В это верится с трудом, но актером Гаррисон Форд вообще мог не стать. После того как кинокомпания «Columbia pictures » разорвала контракт с «бесперспективным» артистом, а кинокомпания «Universal» предоставляла возможность проявить себя только в малоинтересных сериалах, будущей звезде мирового кино пришлось на время сменить профессию и стать... плотником. Что в конечном результате сослужило ему хорошую службу. В этот период судьба свела его с несколькими «замечательными людьми». «К моему великому счастью, все эти замечательные люди оказались режиссерами: Фрэнсис Коппола, Джордж Лукас и, наконец, Стивен Спилберг», — вспоминал впоследствии Форд.
Благодаря коммуникабельности и природному обаянию актер быстро нашел общий язык с будущими живыми легендами кинематографа Стивеном Спилбергом и Джорджем Лукасом. И именно Форду тогда еще неизвестный молодой режиссер Джордж Лукас предложил роль в своей картине «Американские граффити». Фильм оказался настолько удачным, что Лукас сразу решил снять на вырученные деньги «Звездные войны». Форд же получил в этой картине одну из главных ролей — Хана Соло. Фильм, как известно, имел рекордные кассовые сборы.
Вскоре друзья-соратники Лукас и Спилберг задумали снять что-то вроде бондианы, но несколько в другом ракурсе: главный герой — не шпион, а археолог. А само действие должно было происходить в 20—30-х годах двадцатого столетия. Поначалу на главную роль — Индианы Джонса — хотели взять Томаса Селака из сериала «Магнум», однако продюсеры сериала его не отпустили. Тогда Лукас предложил Спилбергу кандидатуру Форда. Стивен согласился без колебаний и не прогадал: первые три фильма об Индиане Джонсе, появившиеся на экранах в 1981, 1984 и 1989 годах, вошли в десятку самых кассовых фильмов за всю историю кино!
И вот на днях свет увидело долгожданное продолжение истории о приключениях знаменитого профессора археологии. Премьера четвертого фильма состоялась 22 мая. Действие разворачивается в 1957 году вокруг поисков хрустального черепа, спрятанного где-то в джунглях Южной Америки. Этот череп имеет отношение к религиям майя и ацтеков и даже может объяснить загадку исчезновения Атлантиды. Кроме Индианы, поиски реликвии ведет... советская разведка.
«Не так давно я открыл для себя рэп. Некоторые вещи, написанные Эминемом, кажутся мне очень сильными»
— Я готов был сниматься только при одном условии: если сценарий покажется мне стопроцентно качественным и вызовет желание вновь взять в руки хлыст, надеть шляпу и кожаную куртку Инди, — рассказывает Гаррисон Форд. — Стивен Спилберг и Джордж Лукас все эти годы не оставляли надежды снять продолжение трилогии. Множество сценаристов писали один за другим варианты этой истории. Я читал их и отказывался. Наконец несколько лет назад это свершилось. Мы все трое сочли один из сценариев отвечающим нашим представлениям о том, каким должно быть продолжение истории об Индиане, чтобы оно не бросило тень на репутацию предыдущих фильмов.
— Вы не считаете себя слишком старым для этого фильма?
— Я — старый? Разве я выгляжу старым? Каждый новый фильм для меня — это вызов, и я готов бороться, чтобы победить. Я всегда стараюсь учиться чему-то новому. К примеру, когда всерьез решил освоить пилотирование самолета для второй части эпопеи, многим моим знакомым эта идея показалась безумной. А я считаю безумием остановиться на достигнутом и больше ничего не добиваться. Вот тогда-то старость быстро захватит в свои сети! Кстати, я нашел секрет долголетия: лучшее лекарство — стаканчик виски перед сном.
Когда я смотрю в зеркало и вижу себя постаревшего, то не расстраиваюсь. Но мне не нравится, например, когда на роль моей жены выбирают слишком молодую актрису: мало кто поверит в настоящую любовь молодящегося плейбоя и юной красотки. Хотя лично я вот уже несколько лет живу с женщиной намного моложе меня. Это я про Калисту Флокхарт говорю (сейчас известной голливудской актрисе 43 года. — Авт.).
— А это правда, что на вас тот же костюм, что и в первых частях эпопеи об Индиане?
— Заметьте: тот самый, который мне сшили 20 лет назад. Не думаю, что возраст сделает Индиану менее интересным в глазах зрителей. Все так называемые экшн-сцены я делал сам. По крайней мере, те, которые позволяла моя страховка. Во-первых, мне это доставляет наслаждение, во-вторых, я убежден: если зритель не видит страха, напряжения и триумфа на лице героя, а наблюдает только затылок и спину его дублера-каскадера, то это — некачественное кино. Для зрителей очень важно ощущать триумф героя или его поражение, его усталость и боль. Это не значит, что я абсолютно все делаю самостоятельно. И один раз я даже пожалел, что не воспользовался услугами каскадеров: в «Индиана Джонс и Храм Судьбы» (второй фильм о приключениях археолога. — Авт.) я повредил спинной диск, причем не во время прыжка с самолета или какой-нибудь драки, а всего лишь во время поездки на слоне.
На съемках четвертого фильма я обошелся без травм. Все прошло настолько супер, что я уже подумываю о пятой части! Правда, при одном условии: если подготовка не займет еще 20 лет! Я действительно не прочь поглядеть, что из себя может представлять Инди в 60 лет. Ведь сейчас ему в соответствии с хронологией предыдущих фильмов около 45-ти — гораздо меньше, чем мне. Но в любом случае интересно, каким он будет. Может, уже в кресле-каталке? (Смеется.)
— Кого вы видите в роли Индианы Джонса после себя?
— Ну, если Джордж Лукас или Стивен Спилберг попытаются найти мне замену, первым делом я все же посоветую им себя. И только потом убью их. (Смеется.) Повторюсь, я чувствую себя просто супер! Три раза в неделю я играю в теннис с настоящим профессионалом, не реже чем через день посещаю тренажерный зал. Благодаря занятиям спортом чувствую себя отлично, лучше ем и сплю. Поэтому стараюсь найти время для тренировок, даже когда снимаюсь в очередном фильме и вынужден подчиняться жесткому расписанию. Выдерживать такой бешеный ритм мне помогает и музыка. Я слушаю разную музыку. К примеру, не так давно я открыл для себя рэп. И скажу вам честно, что некоторые вещи, написанные Эминемом, кажутся мне очень сильными. Но все равно не могу слушать его так долго, как мои дети.
— Вспомните какие-то интересные истории, которые приключились с вами во время съемок фильмов об «Индиане Джонсе».
— Когда снимали эпизод третьей части, где мы с Шоном (Коннери, игравшим отца Индианы. — Авт.) на дирижабле, стояла жара больше 35 градусов. А актеры сидели в пиджаках и жилетках. Шон, воспользовавшись тем, что в эпизоде за столом была видна только верхняя часть тела актера, вдруг скинул с себя обувь и... брюки. Я не растерялся и последовал его примеру. Эпизод был снят практически с первого дубля, несмотря на то, что вся съемочная группа умирала со смеху.
«Из-за обилия молодых звезд в Голливуде многие фильмы больше похожи на видеоигры, чем на истории о жизни людей»
— В отличие от многих голливудских звезд вы не мечтали в детстве стать актером.
— Это правда. В колледже я учился на философском факультете и записался в класс драмы, полагая, что мы там будем писать рецензии. Когда меня попросили выйти на сцену, я страшно разнервничался. Но мне дали хорошую роль, и я неожиданно получил большое удовольствие. Тогда и задумался о карьере актера. Все мои друзья собирались работать в офисах, то есть ежедневно встречаться с одними и теми же людьми, сидя на одном и том же месте. Меня эта перспектива не устраивала.
— Вы стали звездой не очень рано: когда вышел первый фильм «Звездных войн», вам было уже 35 лет...
— Я не был в молодости таким знаменитым, как Леонардо Ди Каприо, но не жалею об этом. Увы, сегодня из-за обилия молодых звезд в Голливуде многие фильмы больше похожи на видеоигры, чем на истории о жизни людей и их взаимоотношениях. Американский кинобизнес ориентируется на подростковую аудиторию. Я думаю, пример Тома Круза показал, что зрители быстро устают от однообразных фильмов. Все хотят чего-то новенького. Для этого лучше всего подходит Индиана Джонс — он всегда такой разный.
— Суммарные кассовые сборы ваших фильмов в прокате превысили 6 миллиардов долларов. Вы могли бы просто сидеть дома и почивать на лаврах...
— Нет, я так не могу. Я постоянно читаю какой-нибудь сценарий, разрабатываю характер какого-нибудь персонажа. Я постоянно в работе. Не смогу просто сидеть дома и ничего не делать.
— Какой самый важный вывод вы сделали за свою более чем 30-летнюю кинокарьеру?
— Не сдаваться. Никогда. Что бы ни случилось.
По материалам телеканала Би-би-си, журнала «Голливудская жизнь», интернет-сайтов The Indy experience.com и rd.com, газет «Известия», «Аргументы и факты», «МК бульвар», «Guardian», «The Sun», «Empire»