АЛЕКСЕЙ ВЕРТИНСКИЙ: «Меня выгнали из Закарпатского драмтеатра после того, как вся труппа подписалась под письмом, где говорилось, что такой морально разложившийся тип не имеет права носить высокое звание артиста» - Еженедельник «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ»

Главный редактор еженедельника «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ» Александр Швец

15 - 22 сентября 08 года
 
События и люди
 
персона грата

АЛЕКСЕЙ ВЕРТИНСКИЙ:
«Меня выгнали из Закарпатского драмтеатра после того, как вся труппа подписалась под письмом, где говорилось, что такой морально разложившийся тип не имеет права носить высокое звание артиста»

Скоро на украинском телевидении стартует новое телешоу, в котором известный киевский театральный артист в роли ведущего будет превращать обычных женщин в красавиц

Алексей Вертинский — один из самых эпатажных актеров украинского театра. 12-й(!) сезон подряд идет в «Молодом театре» спектакль «Дон Жуан», где в роли Сганареля блистает Алексей. Но сегодня Вертинский в восторге от своей новой роли — ведущего телепроекта «Стань на десять лет моложе», где «просто женщин» превращают в настоящих красавиц. Ему доставляет удовольствие менять одежду к очередному появлению в кадре. Говорит, что вся — из собственного огромного гардероба.

Предмет особой гордости актера — шарфики, которых у него около пятисот(!). Среди самых любимых — экземпляр из плотной бирюзовой парчи с маленькими полосками из норки от Виктории Гресь...

«Первые джинсы купил у фарцовщиков в подземном переходе возле станции московского метро «Белорусская»

— Какой очаровательный шарфик!

— Спасибо. У меня миллион и одна штука шарфиков, шапочек, кепочек — я обожаю аксессуары!

— Гресь сама вам подбирает?

— У меня с Викой взаимоотношения давнишние, более 20 лет. Она начинала театральным художником в Закарпатском драматическом театре, где я служил одно время. Одевала меня в спектаклях и просто для жизни. Это была настоящая находка для меня, в детстве ничего, кроме школьной формы, не имевшего и все юные годы мечтавшего о джинсах.

— И когда же вы их получили?

— Только после армии, более 20 лет назад. Я учился в Москве и первые джинсы купил у фарцовщиков в подземном переходе возле метро «Белорусская». Потом брат приобрел мне белоснежные джинсы в магазине «Березка» — единственном месте в Москве, где официально можно было купить фирменные вещи за иностранную валюту. Он приехал из-за границы и однажды предложил: «Братан, а ну-ка, пошли в магазин». И «упаковал» меня в «Березке». На зависть всему училищу... Помню, мою обувь заметил даже пан Гималайский из «Кабачка «13 стульев» — актер Рудольф Рудин, руководитель моего курса. Мы сидели на занятиях по мастерству актера, в центре — он. Кто-то репетирует, а Рудольф Григорьевич наклоняется ко мне и тихонько шепчет: «Леша, можно поинтересоваться, откуда у вас эта обувь?» Боже, как мне было приятно! А на мне пара «Саламандры» — ботики песочного цвета, небольшой каблучок, без шнурков. Пан Гималайский, кстати, был известным стилягой... Зачем это я вдруг стал вспоминать? Боже, какой же я шмоточник!

— Ну, это не самый страшный порок.

— Все из-за недостатка красивых вещей в молодости. Я безумно люблю многоцветье и теперь иногда напоминаю себе... клумбу.

— Говорят, вы и актерством занялись, собственно, для того, чтобы красиво одеваться.

— Это одна из причин. В моем сиротском детстве я посещал абсолютно все кружки самодеятельности при Дворце пионеров в Сумах — начиная от резьбы по дереву и заканчивая Клубом интернациональной дружбы. К тому же серьезно занимался спортивной акробатикой. Но в переходном возрасте я быстро пошел в рост, что не лучшим образом отразилось на сердце. Однажды я делал какой-то акробатический трюк и... пришел в себя, когда надо мной уже стояли врачи. Оказалось, у меня случился сердечный приступ, и заниматься спортом мне запретили. Вот тогда вся моя энергия направилась на кружки художественной самодеятельности. Помню, когда только начал заниматься актерством, главное для меня было — удачно поставленный свет, много блеска, танцев, музыки. И я на сцене — эдакая Людмила Гурченко. Она была моим идеалом.

«Коллеги пели мне дифирамбы, что не мешало им тут же исподтишка делать мне гадости»

— А как вас в Новосибирский цирк-то занесло?

— После окончания эстрадно-циркового училища в Москве я получил массу предложений, но мне захотелось уехать на Дальний Восток. Звезданутый на всю голову! Я тогда плыл на волне постановлений Коммунистической партии, и строительство БАМа было наивысшим предметом желаний: «Где-то на сопках багульник...» Боже, мне казалось, что это страшно романтично... Мудак, блин! В 1983 году мне случайно попалась книга Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Я читал ее в полутьме на кухне, в распечатанном на ксероксе варианте. Это был шок! Я понял, что 25 лет собственной жизни просто просрал.

— И что вы сделали?

— Я был неспособен на бунт, просто начал отдаваться профессии с утра до ночи. Гробил себя, но в этом было мое спасение.

— Сколько вы проработали на Дальнем Востоке?

— Три года. У меня уже и квартира была в порту Находка, и жена... Первая или вторая — не помню... В общем, неважно, мы к тому времени уже все равно разошлись. И я приехал в отпуск к маме в Сумы. Случайно в троллейбусе встретил главного режиссера Сумского театра Игоря Равицкого: «Леша, а где вы пропали? — спрашивает он меня. — Зачем вам Дальний Восток, вы нам нужны здесь!» И я остался дома. Через два года в наш театр пришел режиссером Станислав Моисеев...

— И вы стали звездой.

— Да, но я и до него играл главные роли. Однако после нескольких его блестящих постановок я стал любимчиком публики. Меня восхваляли коллеги, пели дифирамбы, что не мешало им тут же исподтишка делать мне гадости.

— Закулисную жизнь в театре сравнивают со змеиным гнездом.

— Я не собираюсь этого оспаривать. Будем считать, что театр — это террариум единомышленников. Самая моя первая большая обида на коллег случилась именно в Сумском театре. Моисеев пришел туда молодым режиссером, талантливым. Ставил один спектакль за другим, публика пошла, у меня сплошь главные роли. Я внутренне чувствовал себя Аленом Делоном. И вдруг в конце театрального сезона собираются партийная организация, художественное руководство и на общем собрании выносят вердикт, что Моисеев делает постановки не для социалистического театра, мол, создает театр в театре. Скажите, что в этом плохого? Если бы там сортир в театре или, скажем, морг. Я так думаю, что это было лишь поводом, чтобы разогнать плотно сплоченный молодняк. Моисеев ушел, бросив клич: «Кто со мной — могут тоже уйти». Так в моей жизни возник Закарпатский театр.

— Вам была обещана квартира в Ужгороде?

— По-моему, да. Но я в этом смысле человек легкомысленный. В те времена все эти блага мне казались второстепенными. Я жил в искусстве, чего еще желать? Представь, какой я был баран!

— Но третья жена...

— Ой, это была уже четвертая жена. Третья где-то «потерялась». А вот четвертую я нашел как раз в Ужгороде. Танюша работала художником в театре. Мы с ней вместе уже больше 20 лет. Так что в Закарпатском театре у меня все устаканилось. За исключением признаков того же террариума. Начались интриги, и мне пришлось оттуда выгребать, гремя каблуками.

«Я так плотно «сидел на стакане», что, кажется, все делал в пьяном состоянии»

— Легко сказать — выгребать. Вас же за аморалку выгнали!

— История была очень грязная. Меня выперли из театра после того, как вся труппа подписалась под письмом, где говорилось, что такой морально разложившийся тип не имеет права носить высокое звание артиста. А случилось вот что. Мы поездом ехали на гастроли в Белоруссию. Конечно, в вагоне кто как мог оттягивался. Было весело. Но результатом стало письмо, в котором говорилось, что я, дескать, позволил себе половую связь с одной из артисток прямо в купе на глазах у всей труппы.

— Это же какое желание должно было вами овладеть!

— Не то слово! Так, вероятно, припекло, что из ушей капало. Одним словом, письмо подписала почти вся труппа, но многие коллеги еще долго прятали от меня глаза, и я понимал, что сделали они это не по своей воле. С гастролей я вернулся уже не актером театра. Кошмар! Трагедия! Что делать? От меня все отреклись. И я «сел на стакан». Жена меня утешала, а я кричал: «Ничего ты не понимаешь, они еще сами ко мне приползут на коленях и просить о возвращении будут!» Но никто не пришел, даже не позвонил и ничего не предложил. Они так были рады, что наконец «сдыхались» хоть одного артиста Моисеева. Со мной ушла и часть репертуара. Нет репертуара — плохой режиссер. Через полгода из театра выкинули и самого Моисеева.

— Сколько времени длился тяжелый период безработицы?

— Наверное, год. Иногда подворачивались какие-то халтуры, вечеринки. Но я уже так плотно «сидел на стакане», что, кажется, все это делал в пьяном состоянии.

— И физически были истощены?

— Да я здоровый боров! Слава Богу, у меня сохранилась привычка закусывать. Я много жрал и в те годы сильно располнел. Пил в основном вино, которого в Закарпатье залейся. Покупал канистрами в подвалах у знакомых и мог приговорить одну емкость за день. Я был загульным. Закладывал за воротник и гулял день и ночь. Потом все это выливалось в еще больший праздник.

— Выйти из этого состояния не пробовали?

— Я несколько раз безрезультатно кодировался. В том числе и по системе Довженко, она была очень популярна.

— И стоила, наверное, немалых денег.

— Тогда в стране были не деньги, а купоны — большие бумажные листы. Лечение у Довженко стоило нескольких месячных окладов. Но были люди, которые помогли мне их собрать. Правда, эффект был кратковременный, я запил снова.

— Семья не отвернулась от вас?

— Дочери Ксении было года два. Жена Таня активно занималась моим лечением. Хотя я на ее месте не выдержал бы такого испытания.

— Что же вам помогло в конце концов?

— Случайно мне попался хороший нарколог. Я познакомился с ним, когда спасал одну из своих коллег от запоя. Сначала присматривался, как он это делает, а как только наступил момент, когда мне самому уже было невмоготу, когда руки дрожали, голова не варила и началась полная деградация, Таня позвонила ему с просьбой о помощи. Этот врач и поставил меня на ноги. С тех пор прошло много лет, а я ни разу не пробовал спиртного. Правда, когда я иногда довожу до бешенства свою жену, она мне в шутку говорит: «Леша, лучше бы ты пил...»

«Стараюсь не пугать людей своей внешностью»

— Вы ведь в Киев попали тоже с легкой руки Моисеева?

— Я уже жил с семьей в Сумах, когда случайно по телевизору услышал, что Моисееву предложили возглавить киевский «Молодой театр». Я махнул в столицу, чтобы попроситься к нему. А он: «Ничем, Леша, помочь не могу...» Министерство культуры взяло с него слово, что он никого нового с собой тащить не будет. И я уехал, несолоно хлебавши. А где-то через полгода у меня дома раздался звонок: «Приезжай». За полтора месяца я вошел в роль Сганареля в спектакле «Дон Жуан». Она стала моим киевским стартом, меня заметили.

— Вас полюбили!

— В общем, стартануло, блин. И так уже 12-й сезон. Потому я дорожу этим театром, хотя чертовски устал от него. Чувство долга заставляет безропотно терпеть все мучения на мою голову.

— По-моему, вы напрашиваетесь на комплименты.

— Если бы ты знала, какую я ощущаю ответственность перед зрителями... А ведь иной раз так хочется уйти на больничный. Потому что уже все рассыпалось, отломалось, выключилось, упало на землю и волочится за тобой, как парашют. Но зритель-то не виноват! Вот и приходится все подбирать, заправляя в тесные штаны, и вновь порхать на подмостках.

— А со стороны никогда и не подумаешь.

— Да кому какое дело, что у меня 48 диагнозов?! Я спрашиваю: что делать, когда работа уже не идет в кайф? Приходишь вечером на спектакль и начинаешь щипать себя за щеки, тягать за уши, хлопать по ляжкам, дурачиться, для того, чтобы как-то включиться в работу и начать излучать энергию. Потом выскакиваю на сцену, чувствую: покатилось, слава Богу. Знаешь, я каждый сезон умоляю Станислава Моисеева оставить меня в покое. А он говорит: «Брось, ты прекрасно выглядишь». Я ему: «Так это потому, что хочу красивым в гроб лечь!» С внешностьюто мне повезло.

— Да кто бы спорил!

— Хотя есть достаточно людей, которые ненавидят меня за внешность. Честно говоря, я от нее тоже не в восторге. А еще больше от того, что моя дочь похожа на меня. Конечно, было бы лучше, если б я, как Ален Делон, обладал большими голубыми глазами и черными волосами. Но у меня маленькие и близко посаженные голубые глазки, длинный клюв и кучерявые пшеничные волосы.

— Вы прекрасно выглядите.

— Благодарю. (Смеется.) Я пытаюсь не пугать людей своей внешностью, тщательно бреюсь, вычищаюсь скрабами.

— А куда делись ваши пшеничные кудри?

— Они превратились в седые и торчащие во все стороны лохмы, местами с плешью, поэтому гордиться было нечем. Когда Витя Андриенко предложил мне побриться наголо для его телепроекта, я сделал это с удовольствием. Нет волос — нет проблем.

— Если лысина может быть к лицу, то она вам идет.

— Когда я вышел из парикмахерской, после того как меня подстригли «под Котовского», мне встретились два художника. Они воскликнули: «Страшно эффектный череп. Ты бы не согласился нам попозировать?»

— Это был комплимент?

— Не знаю. Лично я его воспринял как похвалу.

«Купаюсь в проруби при любой погоде»

— Знаменитый Александр Вертинский, случайно, не ваш дальний родственник?

— Одна из двоюродных сестер моего отца очень дружна с Настей и Марианной Вертинскими. Еще при советском строе она возглавляла актерский отдел на «Мосфильме». Так вот по ее линии точно есть родство с Александром Николаевичем. Но в моей семье никому и дела до этого не было. Папа служил военным, и ему на искусство было совершенно наплевать. Он до последнего дня жизни зачитывался мемуарами выдающихся полководцев. Мама тоже была далека от театра. Один раз я их заволок на свой спектакль. Помню, они посидели, посмотрели, увидели, что публика сходит с ума от восторга, а потом долго пожимали плечами: «Леша, от чего это? Они что, ненормальные?» Отец всегда говорил, что ему больше всего хотелось, чтобы я стал военным.

— Армия много потеряла...

— После восьмого класса отец даже повез меня поступать в Киев в Суворовское училище. Но, слава Богу, медкомиссия обнаружила у меня увеличенные гланды и не приняла.

— Вы — один из самых снимающихся украинских актеров. Стали богатым человеком?

— За это не платят, это как моральное удовлетворение. Например, за два месяца съемок сериала «Бывшая» мне вообще не заплатили. Более того, приходя в телепроект, я спрашиваю, не должен ли чего им «отвалить». А вы — богатство... Потому и здоровье берегу — дорого обходится.

— Защищаться нужно от сглаза.

— Моя единственная защита — купание в проруби при любой погоде. Очень эффективное энергетическое средство, все дурное снимает. Уже восемь лет, как я каждое утро трижды окунаюсь в воду Днепра.

— Я думала, серьга в ухе — от сглаза.

— Серьга у меня появилась лет десять назад. Однажды я забрал Ксюшеньку из школы и пошел на рынок. Как сейчас помню, мне захотелось рассольник, какой делала моя мама: с фасолью, свининой, жирненький. Мы заскакиваем с ребенком на базар, я начинаю торговаться с бабкой по поводу свинины, она хихикает, потом говорит дочери: «Какой у тебя потешный дедушка!» Смотрю, Ксюша аж с лица сошла. Думаю, дурной я, завелся с бабкой. Подошел к другой, тоже торгуюсь. И эта: «Какой прикольный дедушка». Ксюша взглянула исподлобья и говорит: «Это мой папа». Пришли домой, сварили рассольник, я жене жалуюсь: «Представляешь, дожил до 40 лет, а уже произвожу впечатление конченого дедушки». Танька: «Немедленно меняем внешний вид. Цепляем серьгу». Помогло...

— Да и кольца у вас чуть ли не на каждом пальце.

— Кольца — это моя детская мечта пионера. Я смотрел иностранные фильмы, а там все актеры красивые, в модных одеждах, украшениях. Когда рухнул Советский Союз, я бегом стал на себя цеплять всякие побрякушки. В какой стране ни бываю, покупаю колечки. Думал, мне это быстро надоест, ан нет. В результате у меня этих колец мешок, каждый день меняю. Но жить без них не могу...

← к текущему номеру

Предыдущие номера в полном объеме представлены в архиве.

НИКИТА ХРУЩЕВ:  «Почти каждый день раздавался звонок от Сталина: «Приезжайте, пообедаем». То были страшные обеды. Возвращались мы домой к утру...»
НИКИТА ХРУЩЕВ:

«Почти каждый день раздавался звонок от Сталина: «Приезжайте, пообедаем». То были страшные обеды. Возвращались мы домой к утру...»

 
ПОТАП:  «Ни минуты не колебался, присутствовать ли при родах. Но, скажу я вам, ощущения не для  слабонервных»
ПОТАП:

«Ни минуты не колебался, присутствовать ли при родах. Но, скажу я вам, ощущения не для слабонервных»

 
ВЛАДИСЛАВ ВАЩУК:  «Операция на голеностопе для меня стала полной неожиданностью. Думал, ушиб сам собой рассосется...»
ВЛАДИСЛАВ ВАЩУК:

«Операция на голеностопе для меня стала полной неожиданностью. Думал, ушиб сам собой рассосется...»

 
события недели
Бывшая чемпионка мира по боксу Лейла Али родила первенца
Лэнс Армстронг возвращается в большой спорт!
На Паралимпиаде в Пекине харьковский пловец Максим Веракса завоевал три «золота», установив три мировых рекорда
Николь Кидман и Том Круз возглавили список самых убыточных голливудских киноактеров
Николасу Кейджу удалось избежать тюремного заключения за неуплату налогов
Степан Михалков потратил на венчание со своей второй женой миллион долларов
Святослав Вакарчук: «Я не нанимался блокировать трибуну и забирать карточки»
Вдрызг пьяная Мадонна чуть не испортила Гаю Ричи вечеринку по случаю его 40-летия
Выставленные на аукцион... трусы Майкла Джексона оценили в миллион долларов
Запуск Большого адронного коллайдера положил начало концу света?
© "События и люди" 2008
Все права на материалы сайта охраняются
в соответствии с законодательством Украины
Условия ограниченного использования материалов