Имя кинорежиссера, сценариста и актера Евгения Ташкова известно широкому зрителю по целому ряду снятых им фильмов: «Адъютант его превосходительства», «Майор Вихрь», «Дети Ванюшина», «Уроки французского»... Но ни одна из этих лент не имела такого успеха, как комедия «Приходите завтра». Сегодня мало кто знает, с какими трудностями был связан выход фильма на экраны, через какие жизненные драмы пришлось пройти создателям картины — режиссеру и его супруге, исполнительнице главной роли Екатерине Савиновой. Ныне 81-летний Евгений Ташков — обычный российский пенсионер, живущий в обычной квартире на окраине Москвы вместе со второй женой, известной актрисой Татьяной Ташковой, которая младше Евгения Ивановича на 30 лет.
«Посмотрев сценарий фильма, киевские редакторы стали ворчать: «Что за бред? Так не бывает!»
— Евгений Иванович, по прошествии 45 лет какие воспоминания остались у вас о работе над фильмом?
— Воспоминания... Все как-то со временем потускнело, остались только эмоциональные обрывки в памяти: как готовились к съемкам, как переживали из-за того, что нашу картину долгое время не хотели выпускать на экран... Конечно, не могу забыть, как киевские редакторы всячески пытались «зарезать» картину. Съемки ведь проходили на Одесской киностудии, потому и подчинялись мы киевским, а не московским редакторам. Просмотрев сценарий фильма, они стали ворчать: «Что за бред? Так не бывает! Весь фильм — сплошная мифологизация действительности! Как вы вообще могли додуматься написать такое?» Пришлось искать покровительства в Министерстве культуры, где у меня были неплохие связи. Там посмотрели текст и решили, что, действительно, в Советском Союзе могут быть провинциалы с большим талантом. После этого нам был дан «зеленый свет» в работе над картиной.
— Как вам работалось с мэтрами отечественного кино: Анатолием Папановым, Александром Ширвиндтом?
— Ну, мэтрами они стали позже. Тогда это были простые ребята, в которых уже, правда, начинали проявляться черты очень способных актеров. В первую очередь они мне запомнились как люди, которые очень качественно делали свое дело. В пьянках, каких-то интригах замечены не были, всегда приходили на площадку заранее, знали назубок текст, причем могли его проговорить с двумя-тремя вариантами интонации, всегда были предельно внимательными и собранными. Что еще нужно режиссеру?! На съемочной площадке все актеры были, словно послушные дети: не капризничали и всегда делали то, что я им говорил. Именно поэтому нам удалось быстро снять фильм.
— Сценарий фильма вы написали в соавторстве с женой. Она же исполнила главную роль — Фроси Бурлаковой. Семейные узы не мешали творчеству на съемочной площадке?
— Катя не была зазнайкой: мол, смотрите все, я — исполнительница главной роли, поэтому я — пуп земли! Она была потрясающе работоспособной — могла ночи напролет репетировать роли. И, кроме того, очень скромным человеком. Расскажу один случай. Как-то порвались у жены босоножки. Я ей говорю: «Кать, ну что ты, в самом деле, в рванье ходишь? Иди, купи себе новые, а то вон уже на ногах кровавые мозоли. В магазине как раз на прилавок новые босоножки выбросили». Она побежала. А там — просто вавилонское столпотворение! Катя на все это безумие посмотрела, подошла к продавщице и спрашивает: «Скажите, а что можно купить без очереди?» Продавщица ей как бы полушутя отвечает: «Школьные ботинки». Жена поинтересовалась: «А какие у вас есть размеры?» — «Тридцать девятый». — «А тридцать шестого случайно нет?» — «Нет!» — отрезала продавщица. «Ну, тогда давайте то, что есть!» Представляете, она купила школьные ботинки на три размера больше и потом абсолютно спокойно доносила их до полной непригодности! Вот в этом была вся Катерина!
Конечно, она чем-то напоминает свою героиню. Однако образ Фроси Бурлаковой больше вымышленный, нежели реальный. Все дело в актерском таланте Кати. Она настолько воплощалась в образ, что уже трудно было сказать, где артист, а где его роль. Помню, сразу после выхода фильма «Приходите завтра» на Катю хотели навесить ярлык: мол, она, кроме как провинциалок, больше и сыграть-то никого не сможет. Однако стоило жене сняться в следующей картине, как скептики умолкли.
Катя была сторонницей метода Станиславского, а ее учителем была сама Ольга Пыжова, которая выходила со Станиславским на одну сцену. Так вот Пыжова как-то сказала, что за свою жизнь ей приходилось работать только с двумя великими актерами — Станиславским и Савиновой.
Катя обладала потрясающим чувством аудитории. Когда после гастролей она приходила в театр и начинала рассказывать обо всем, что с ней происходило в течение двух-трех недель, коллеги слушали ее на протяжении нескольких часов и никто даже ни разу не зевнул — настолько живо и увлекательно лилось повествование.
Она была очень ранимой натурой и сильно переживала из-за того, что картину «Приходите завтра» поначалу закрыли.
— Вам пришлось снова задействовать свои связи в Министерстве культуры?
— Нет, на этот раз я решил не торопиться. Мы около трех месяцев упрашивали разные организации сдать картину в прокат. И нам все-таки удалось запустить ленту в конце июля, в «спальную» киношную пору — то есть когда все инстанции были в отпуске. Премьера фильма незаметно прошла в Свердловской области, и мы были абсолютно потрясены тем, что ленту потом признали одной из лучших в прокате за 1963 год, а Екатерина Савинова получила приз как лучшая актриса года. Но повторюсь: выпуская картину, мы очень рисковали. Вы же знаете, как в то время могли наказать. Даже пожизненный запрет снимать кино был бы не самым плохим приговором!
«Из-за Пырьева Катю четыре года не снимали в кино»
— С Екатериной Федоровной вы познакомились еще во ВГИКе и после его окончания сыграли свадьбу. Расскажите о вашей первой встрече.
— Мне как студенту ВГИКа полагался угол в общежитии. Но мест уже не было. Точнее, они были, но без кровати. Товарищи по комнате надоумили: мол, иди вниз, там, в девчачьем общежитии, есть одна свободная койка. Попроси хорошо, может, отдадут. Я пришел туда, стал клянчить: «Приехал издалека, спать не на чем, спасите от холодной смерти». И вот во время этой моей речи в комнату вошла девушка удивительной красоты с невероятным по глубине и тембру голосом. Мы встретились взглядами, я сразу в нее влюбился и... забыл, зачем пришел в эту комнату. Мы стали здороваться при встрече, потом — перебрасываться репликами. Ну а на втором курсе — уже и встречаться. Представьте себе эти свидания под луной: бедные, голодные и холодные, но счастливые молодые люди! Помню, стипендия до денежной реформы у нас была 220 рублей, а буханка хлеба стоила 140! Мы друг друга подкармливали. Порой лакомством для нас был простой чай. Впервые мы с Катей позволили себе повеселиться, уже закончив ВГИК. Вместе устроились в Театр киноактера, на первую получку накупили мороженого, которое очень любили, сели и стали есть. Романтика!
Родители нам помочь ничем не могли, тем более что отца у Кати к тому времени уже не было, а вскоре после ее приезда в Москву умерла и мать. Я же вообще сын «врага народа». Отец сидел в тюрьме за неправильное распределение земли колхозам. На мать не было надежды — она сама еле концы с концами сводила. Так что знакомства с родителями у нас не было. Мы восемь месяцев пожили с Катей вместе, после чего решили расписаться.
— Не секрет, что Савиновой непросто было сделать карьеру в кино из-за конфликта со знаменитым режиссером Иваном Пырьевым. Рассказы о домогательствах с его стороны — правда?
— Катя снималась у Пырьева в «Кубанских казаках». Она так ему понравилась — и как актриса, и как человек, — что Пырьев в нее сразу влюбился. И вот как-то прямо во время съемок Пырьев предложил Кате прогуляться с ним в лес... Она пошла, но вскоре вернулась. За ней на машине приехал Пырьев. Он вышел из авто, подошел к Кате и начал объяснять, что она якобы все не так поняла. И в ответ получил... пощечину. В то время Иван Александрович имел огромное влияние на «Мосфильме», да и вообще в советской киноиндустрии. После этого случая Катю четыре года не снимали в кино. Естественно, это было Пырьева рук дело.
«Все врачи говорили одно и то же: «Эта болезнь — не наш случай!»
— Известно, что Екатерина Федоровна страдала душевным заболеванием. Можете об этом рассказать?
— Еще перед съемками фильма «Приходите завтра» Катя подхватила инфекцию — бруцеллез. Врачи сразу не смогли поставить правильный диагноз. Из-за несвоевременного лечения болезнь дала осложнение на головной мозг, что привело к развитию шизофрении. В течение следующих девяти лет Катя каждый год проводила в больнице по два—четыре месяца. Плюс ко всему ей часто приходилось делать переливание крови. Тогда мы с ней набегались по врачам. Причем все говорили одно и то же: «Эта болезнь — не наш случай!» Удалось пристроить Катю в больницу Кащенко (Московская психиатрическая клиническая больница № 1. — Авт.), она прошла там курс реабилитации, но — тщетно... Потом, уже после смерти Кати, я узнал, что в другой больнице есть доктор Юрий Николаевич Ганушкин, которому с трудом разрешили лечить людей по собственной оригинальной методике. Кто знает, может, он бы справился с Катиной проблемой...
— Вы помните тот ужасный день, когда вам сообщили о гибели жены (Екатерина Савинова бросилась под поезд 25 апреля 1970 года. — Авт.)?
— Узнав о случившемся, я тут же прилетел в Новосибирск. По словам работницы железнодорожной станции, в тот день она сразу обратила внимание на хорошо одетую красивую женщину, которая взволнованно ходила по перрону. Когда было объявлено о том, что прибывает пассажирский поезд, женщина вдруг перебежала через пути и бросилась под колеса состава. Это была Катя. Стрелочница пыталась ее остановить, кричала: «Стой, что ты делаешь?!» Но это не помогло.
— Кто вас поддержал в трудную минуту?
— Сам отходил. Да и не хотел никого видеть. Старался понять, почему она, не долечившись, сбежала из больницы и уехала к старшей сестре в Новосибирск. Умом я понимал, что у нее была шизофрения, но сердце отказывалось это принимать...
— Евгений Иванович, у вас блестящая актерская семья: старший сын, Андрей Ташков, — известный актер, жена Татьяна — замечательная актриса. Не планируете больше снимать родных в своих фильмах?
— Андрей и Таня снимались в моей картине «Подросток», у Тани также была главная роль в «Уроках французского». Сейчас у меня в планах — картина «Достоевский и его женщины», где главного героя сыграет мой сын. Даст Бог, все получится. А то ведь я уже 15 лет ничего не снимал, а когда перестаешь заниматься любимым делом, начинаешь чахнуть.