В отличие от автомобильных компаний, выпускающих заурядные автомобили, в немецком концерне BMW привыкли думать на десятилетия вперед. Иначе просто не поспеешь за такими прыткими конкурентами, как Mercedes-Benz или Toyota, не жалеющими сотен миллионов долларов на исследования и создание машин будущего. Баварцам есть чем похвастать — скажем, не так давно они первыми начали выпуск автомобилей, использующих в качестве топлива водород. Причем это не какие-то экспериментальные чудо-машины, а совершенно обычные на вид представительские седаны седьмой серии, внешне ничем не отличимые от своих «бензиновых» или «дизельных» собратьев. А совсем недавно дизайнеры BMW совершили очередную революцию в автомобильном деле: они презентовали первый в мире автомобиль с изменяемой внешностью. Имя этого концепт-кара GINA Light Visionary Model.
Как считает ставший уже легендарным шеф-дизайнер концерна Крис Бэнгл, за такими машинами-хамелеонами будущее. Через 20—30 лет, говорит он, автомобили будут приподниматься, чтобы вам было удобнее в них садиться, и сплющиваться при наборе скорости, уменьшая тем самым силу лобового сопротивления ветра. Обычная машина может довольно скоро наскучить своему владельцу, полагает Бэнгл, в то время как «хамелеон» — это постоянно новые ощущения.
Первый автомобиль с изменяемой внешностью еще не столь совершенен, но уже умеет многое. Его двери могут открываться (или, скорее, изгибаться) как вверх, так и в стороны. Едва вы садитесь в машину, автомобиль «просыпается», словно живое существо: к вам услужливо разворачивается центральная консоль с приборами, из которой возникает рычаг коробки передач, ближе придвигается руль, оживают, появляясь, будто из ниоткуда, фары. Вы нажимаете на педаль газа, разгоняетесь и не замечаете, как у машины сами собой раздуваются «ноздри» декоративной радиаторной решетки, расширяются бока, поднимается задняя часть: незаметно автомобиль из обычного городского становится гоночным!
Добиться от своего концепта такой удивительной способности менять форму баварцам удалось за счет того, что кузов машины не сварен из стальных листов, а сшит из особой ткани. Она упругая и вместе с тем очень прочная, долговечная, не боится грязи или воды. Ткань плотно натянута на металлический каркас. Ребра этого своеобразного скелета могут двигаться, соответственно меняя и внешность машины. Причем инженеры BMW сделали так, чтобы ткань во время всех этих «телодвижений» оставалась плотно натянутой. Подумали создатели GINA и о техобслуживании — капот машины расстегивается, словно дамская сумочка, позволяя, к примеру, долить в двигатель масло, добавить охлаждающую жидкость или поменять свечи.
По мнению баварских инженеров, кроме способности к мимикрии, у автомобилей-хамелеонов есть и чисто практические преимущества перед традиционными машинами. Во-первых, тканевый кузов легче металлического, что приводит к общему снижению веса машины, а значит, и уменьшению расхода топлива. Во-вторых, ткань, в отличие от металла, гораздо проще заменить. Она не боится царапин или вмятин. Что же касается безопасности, то в «хамелеонах» удар при столкновении с другой машиной возьмет на себя прочный металлический «скелет» автомобиля.