Имя британской скрипачки сингапурского происхождения Ванессы Мэй известно даже тем, кто весьма далек от классической музыки. Первое публичное выступление мисс Мэй состоялось, когда ей было всего девять лет. В октябре 1991 года, в возрасте 13 лет, чудо-ребенок записал свой дебютный диск, который стал настоящей сенсацией.
Всемирную популярность Ванессе принесло, впрочем, не столько ее виртуозное искусство, сколько созданные ею в стиле техно обработки известных классических произведений, а также сексуальный имидж азиатской красавицы. На сегодняшний день Ванесса продала более десяти миллионов своих дисков по всему миру.
Мэй часто сравнивают с гениальным скрипачом Никколо Паганини. Они и родились в один день, 27 октября. Правда, с разницей в 196 лет.
«Впервые отправилась на свидание в 20 лет»
Родители Ванессы — таец Варапронг Ванакорн и китаянка Памела Тан — развелись, когда девочке было всего четыре года. Мать-пианистка вышла замуж повторно — за англичанина Грэма Николсона — и увезла Ванессу с собой в Великобританию.
— Я начала учиться играть на скрипке, когда мне было пять лет, — вспоми-нает Мэй. — Мама заставляла заниматься каждый день по четыре часа. Исключения делались лишь в мой день рождения. Мама говорила, что ее любовь ко мне зависит от того, насколько успешно я реализуюсь как музыкант. Это было довольно-таки бессердечно с ее стороны. Но я не думаю, что выросла с какими-либо комплексами по этому поводу. Мать всегда была уверена, что многое в музыке — сродни спортивному соревнованию. Для нее самым главным было гоняться за рекордами. Она мечтала, чтобы я попала в Книгу Гиннесса как самая юная исполнительница произведений того или иного композитора... Лично мне это никогда не казалось важным. С восьмилетнего возраста я половину дня проводила в школе, а другую половину — на репетициях. К 12 годам начала ездить по миру с гастролями и посещала школу раз в две недели, а то и раз в месяц. Мама настояла на том, чтобы я перестала общаться со всеми своими школьными друзьями. Она полагала, что это отвлекает меня от дела... На свидание я впервые отправилась в 20 лет.
Мама контролировала мои банковские счета, выбирала для меня одежду. Мне не разрешалось ничего делать по дому — даже резать хлеб. Потому что я могла поранить руки, что помешало бы игре на скрипке. Мать приставила ко мне телохранителя, который сопровождал меня повсюду. Я никуда не ходила со сверстниками, только в компании членов семьи или с охраной. Это было ужасно. Но все же я благодарна маме. Если бы не она, я бы не достигла в жизни того, что имею сейчас.
В 1999 году Ванесса, уставшая от материнского диктата и постоянного вмешательства в личную жизнь и карьеру, уволила Памелу с должности своего менеджера. С тех пор они не общаются. Мать упорно отвергает все попытки дочери помириться. В августе телеканал Би-би-си, желая сделать документальный фильм о Ванессе в преддверии ее юбилея, пригласил Памелу Тан принять участие в проекте. «Дочери скоро 30. Эта часть моей жизни закончена навсегда», — был ее ответ.
Не менее напряженные отношения сложились у Мэй и с отцом.
— Он исчез из моей жизни на десять лет, — говорит Ванесса. — А когда наконец объявился, сказал, что стал буддийским монахом. Я очень удивилась — ведь он всегда был таким бабником. Потом узнала, что отец решился на это потому, что стал банкротом. И приехал ко мне, просто чтобы попросить денег. Это так меня разозлило, что я перестала расстраиваться из-за того, что не вижусь с ним... Для меня удивительно видеть родителей, которые предлагают детям свою любовь и помощь, не ожидая чего-либо взамен.
Самые теплые, по-настоящему родственные чувства Ванесса испытывает к своей бабушке и отчиму Грэму Николсону, несмотря на то, что он давно развелся с ее матерью. Мэй до сих пор называет Николсона папой.
— Грэм всегда оказывал мне абсолютно искреннюю поддержку и по-настоящему любил меня, — рассказы-вает Ванесса. — Помогал оплачивать уроки музыки, но никогда не вмешивался в мою карьеру. Впрочем, если бы он попробовал это сделать, мать бы просто откусила ему голову!
«Брак для меня не имеет особого значения. Он ведь все равно не спасает от измены»
Жизнь Ванессы Мэй кардинально изменилась после ее встречи с Лионелем Каталаном. Они познакомились в 1999 году на французском лыжном курорте Валь д’Изер. Лионель — сын мэра этого городка — поначалу и не подозревал, что эта милая, привлекательная девушка — знаменитость мирового масштаба. Молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда. Сейчас они вместе живут в Лондоне. У 38-летнего Каталана есть свой бизнес по торговле вином.
— До тех пор, пока не встретила Лионеля, я была жутко несамостоятельной, — признается скрипачка. — Не могла сама даже пакет молока купить или перейти через дорогу. Он помог мне повзрослеть. У нас все серьезно. Я не из тех девушек, которые встречаются с кем-то просто для того, чтобы провести время и набраться любовного опыта. Я не была бы с Лионелем так долго, если бы не любила его.
С замужеством Ванесса, впрочем, пока не спешит.
— Моя мать разводилась дважды — поясняет Мэй. — Глядя на нее, я могу сказать, что брак для меня не имеет особого значения. Он ведь все равно не спасает от измены. Но все же я, возможно, выйду замуж. Конечно, если Лионель захочет. И, может быть, мы заведем детей — кто знает? Но я не буду повторять чужих ошибок. Думаю, если у тебя есть дети, нужно, дойдя до определенного момента, остановиться и перестать давить на них. Я надеюсь и возношу молитвы, чтобы, если стану матерью, понять, когда наступает этот момент.
В свободное от работы время скрипачка обожает кататься на лыжах — на обычных и на водных, а также на роликовых коньках.
— Мама требовала, чтобы я отказалась от своего увлечения спортом, поскольку считала это опасным для моей карьеры, — говорит Ванесса. — Но я не боюсь риска и верю в судьбу.
Ванесса Мэй очень любит животных. В ее лондонском доме живут три тибетских терьера, шарпей по кличке Гаспар (это ее любимец) и два попугая.
— Как-то мне подарили еще и хамелеона, — вспоминает Мэй. — Но мне пришлось его отдать. Это уж слишком! Хамелеона нужно было кормить живыми сверчками!.. Животные заменяют мне братьев и сестер. Когда столько времени тратишь на собственную персону, неплохо взять на себя немного ответственности за тех, кто в тебе нуждается.
Азиатская красавица не считает себя секс-символом.
— Люди заговорили обо мне как о секс-символе только потому, что я не уродина, — уверена скрипачка. — Чувствую себя очень неуютно, когда кто-то использует мою внешность, чтобы продавать музыку... Когда мне было 15 лет, на обложке моего альбома появилась фотография в мокрой, облегающей белой футболке. Я стояла в море и играла на скрипке. Тогда этот снимок вызвал волну критики. Говорили, что это бесстыдная эксплуатация невинной девочки. Но даже сейчас, когда я повзрослела, не вижу в этом ничего скандального. Через ткань ничего не просвечивается. Нет никакого намека на пошлость. Это просто я, мне 15 лет, и никакой фигуры. Некоторые сочтут это сексуальным. Другие воспримут равнодушно... Я не считаю, что должна стыдиться этого снимка. Если люди думали бы, что это граничит с порнографией, они бы не пускали своих детей на мои концерты и не позволяли бы им покупать мои альбомы. Я не из тех, кто старается произвести впечатление своим телом. Я делаю это своей музыкой. Ванесса Мэй — это не лицо и фигура. Ванессу Мэй делает ее скрипка, а не что-либо другое.
Когда была юной, люди думали, что я только тем и занята, что наряжаюсь и крашусь. Но я не забиваю себе голову мыслями о своей внешности, когда не на сцене, а дома. Выгуливая собак, не накладываю макияж и не надеваю туфли на шпильках. Однако какая-то часть меня любит экспериментировать с одеждой. Мне вообще нравится немного отличаться от других — хорошо это или плохо, не знаю. Истинная причина того, что мой дебютный альбом привлек к себе столько внимания, в том, что он был необычен. Потому что до тех пор никогда никто не видел классическую скрипачку в образе поп-звезды.
Как-то британский композитор Джулиан Ллойд Веббер, произнося речь о состоянии дел в классической музыке, заявил, что ни один концертный зал не заполнится, если там не появятся «полуголые пустышки со скрипками». Хотя имя и не было произнесено вслух, всем стало ясно, кто имелся в виду. Но Мэй старается не обращать внимания на критику.
— Они говорят, что я подделываю классику. И это правда, — утверждает Ва-несса. — Но я подделываю лишь звучание, не меняя ни одной ноты... Своим искусством я хочу помочь людям понять, что скрипка не должна остаться в прошлом. Я стараюсь сделать для электроскрипки то, что в свое время сделал Джими Хендрикс для электрогитары... Ненавижу, когда люди замыкаются в своем узком мирке. Мне нравится эдакое «перекрестное опыление», когда музыканты всех жанров, возрастов и культур работают вместе.
Является ли мой талант проклятием или благословением? Думаю, это все же благословение. Каждый рождается с каким-либо талантом и нужно благодарить родителей и учителей, которые помогают этому таланту взрасти. Однако мало родиться одаренным. Потому что в итоге все сводится к труду и самодисциплине.
В 2006 году Ванесса Мэй возглавила список самых богатых британских музыкантов моложе 30 лет. В этом году в аналогичном списке она оказалась второй, пропустив вперед лишь Дхани Харрисона, богатого наследника сына покойного участника группы «Битлз» Джорджа Харрисона. Состояние Ванессы оценивается примерно в 70 миллионов долларов.
— В детстве спрашивала у мамы: сколько денег я должна получать, чтобы каждый день есть черную икру... — признается звезда. — Знаю, как зарабатывать деньги, но совершенно не умею ими распоряжаться. В прошлом нанимала бухгалтеров, но они меня обманывали. К счастью, я не одержима желанием накопить как можно больше денег.
На вопросы журналистов о том, как она чувствует себя накануне юбилея, Ванесса отвечает:
— Трагедия в том, что я не ощущаю себя 30-летней. Это солидный возраст. Но, честно говоря, в 12 лет я ощущала себя более взрослой, чем теперь. Тогда я записывала Чайковского, но моя мать была разочарована: она считала, что мне следовало это сделать раньше. Таким образом, в 12 лет я чувствовала себя старушкой. Мама всегда была человеком с неутолимой жаждой успеха. А это трудно понять, когда ты еще ребенок.
Перевод Анны ДЖЕДЖУЛЫ, «СОБЫТИЯ». Использованы интервью Ванессы Мэй газетам «Индепендент», «Таймс», «Дейли телеграф»