ВИКТОР АНДРИЕНКО: «Когда мы открывали театр эстрады на Подоле в 1980 году, буквально сутки спустя местные авторитеты прислали в театр телеграмму с текстом: «Подол вас любит, Подол вас хранит!» - Еженедельник «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ»

Главный редактор еженедельника «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ» Александр Швец

27 октября - 3 ноября 08 года
 
События и люди
 
тет-а-тет

ВИКТОР АНДРИЕНКО:
«Когда мы открывали театр эстрады на Подоле в 1980 году, буквально сутки спустя местные авторитеты прислали в театр телеграмму с текстом: «Подол вас любит, Подол вас хранит!»

Ровно тридцать лет назад известный юморист начал свой творческий путь... каскадером на киностудии

Народный «долгоносик» Украины Виктор Андриенко постоянно занят. Количество проектов, где одновременно задействован актер, уже сейчас равняется 10(!). Это и неудивительно, ведь любой канал, получив в свое распоряжение Андриенко, может быть спокоен за рейтинг юмористических программ. Сейчас Виктор Николаевич с успехом сотрудничает с первыми «кнопками» украинского и российского телеэфира: каналом «1+1» и «Первым каналом» России.

Наверное, именно из-за такой занятости актер напрочь забыл о своем творческом юбилее.

За тридцать лет в искусстве Виктор Андриенко прошел путь, который не был усыпан лепестками роз. Напротив, это был жесткий, тернистый, полный неприятных сюрпризов путь, который, впрочем, наш герой с успехом преодолел. Несмотря на обилие удачных авторских программ и всенародное признание, государство не отметило Андриенко званием. Мол, не формат. Но, по словам Виктора Николаевича, это не стоит внимания, ведь главное в жизни — уметь постоять за себя и полностью отдаваться работе, неважно, театр это, эстрада или ТВ.

 

 

«На съемочной площадке мы иногда в буквальном смысле спасали друг другу жизнь, а в реальности мои, как я тогда считал, «товарищи» подвели в самую трудную минуту»

— Помните 1978 год, когда вы впервые пришли на Киностудию имени Довженко?

— Отчего же нет? У нас тогда сложилась потрясающая команда каскадеров во главе с Александром Филатовым. Сейчас он продолжает ставить трюки в кино. Одна из его последних картин — «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко.

А какие люди были собраны на киностудии: Бронислав Брондуков, Юрий Ильенко, Лесь Сердюк, Иван Миколайчук! В 1982 году Иван Васильевич (Миколайчук. — Авт.) нас с Валеркой Чигляевым заметил в Доме кино. Мы там выступали перед актерами, и он был в зале. Увидел меня, подошел и говорит: «Я искал такого актера, как вы. Завтра же на киностудию! Хочу, чтобы вы сыграли в моем фильме «Украдене щастя». На следующий день мне вмиг подобрали костюм, Иван Васильевич дал сценарий. Я увидел, что роль небольшая, но мэтр сказал, допишем под тебя. Роль походила на ту, что Иван Васильевич сыграл в «Вавилоне ХХ». Мой герой — такой себе сельский дурачок-мыслитель. Мы очень долго обсуждали с Миколайчуком этот персонаж. Но когда дело дошло до съемок, то, как это у нас часто бывает, режиссеру перекрыли кислород, просто отобрав у него его же детище. Естественно, о перспективе работы в этой ленте мне пришлось забыть. Пришел другой режиссер со своими взглядами на кино, который прогнулся перед власть имущими. Иван Васильевич Миколайчук вскоре после этого умер.

— Виктор Николаевич, как вы относитесь к творческим юбилеям?

— Считаю, каждый актер сам решает для себя, нужно ему это или нет. Для меня творческий юбилей — лишь промежуточный итог всего того, что я сделал на протяжении этого времени. За тридцать лет в искусстве мне удалось поработать в хороших театрах, сняться в прекрасных фильмах, хоть поначалу и в качестве каскадера. На моем счету — порядка шестидесяти картин как каскадера и порядка сорока трех как актера.

Мне очень нравилось работать на Киностудии имени А. П. Довженко, и, может быть, я работал там до сих пор, если бы не один случай, который произошел со мной в конце 1990-х. На съемочной площадке каскадеры иногда в буквальном смысле спасали друг другу жизнь, а в реальности мои, как я тогда считал, «товарищи» подвели в самую трудную минуту. Меня подставили, из-за чего я подвергся изгнанию с киностудии. Совсем недавно встретился с человеком, который был инициатором моего ухода с киностудии, мы мило побеседовали, хотя когда-то между нами произошел конфликт. Справедливости ради замечу, что этот человек — хороший мастер, отработавший во многих картинах, и очень жаль, что в тот момент, когда меня надо было поддержать, он проявил себя далеко не с лучшей стороны. Я считаю, что судьба есть судьба: если что-то произошло, то так и должно было случиться. Дело не в дорогах, которые мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет выбрать ту или иную дорогу.

Хочу поблагодарить судьбу за то, что она посылала на моем пути испытания. Ведь все, чего я достиг, — это лишь благодаря борьбе. Начиная со школы. Помню, в школьные годы, когда я заявил, что хочу быть актером, то сразу подвергся обструкции со стороны учителей: дескать, профессия несерьезная. Отец тогда защитил меня на родительском собрании, мол, если хочет быть актером, пусть будет! Однако из школы мне все равно пришлось уйти, о чем нисколько не жалею. Я поступил в вечернюю школу и одновременно работал старшим монтировщиком сцены в театре им. Щорса, в моем родном городе Запорожье. Плюс получал два рубля за то, что выходил в массовке на сцену.

— Говорят, что история вашего поступления в театральный институт была очень занятной...

— Поехал с театром на гастроли в Чернигов и параллельно поступал в Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого на курс Бориса Петровича Ставицкого. И так как репертуар у меня был на русском языке, то меня попросили на основной экзамен выучить прозу на украинском. В ночь перед экзаменом я познакомился со своим другом Анатолием Дяченко (известный шоумен, погибший в автокатастрофе. — Авт.). Он первым из поступающих в театральный получил пятерку по актерскому мастерству. Мы с ним трепались всю ночь напролет. А к утру надо было выучить отрывок на украинском из гоголевского «Тараса Бульбы», который я обещал прочесть на экзамене. Я его выучил только за час до выхода на сцену, и когда начал читать комиссии, то делал большие многозначительные паузы, вспоминая текст. Все слушали, затаив дыхание. Приемная комиссия, очевидно, посчитала, что юноша специально не спешит, смакуя каждую строчку кульминационной сцены романа, в которой поляки казнят сына Тараса Бульбы Остапа. И вот, представьте, я неспешным, типа вдумчивым и очень философским голосом декламирую текст: «Батьку! Батьку!!! — закричав Остап,.. — чи ти чуєш мене, батьку?» «Чую», — роздався голос з юрби, i весь натовп одразу здригнувся»... Затем была очень долгая пауза, за это время вся экзаменационная комиссия буквально вжалась в кресла. Я же, постояв, быстро и непринужденно произнес: «Пробачте, а далi я забув!» Экзаменаторы меня сначала пожурили, мол, нельзя же так мучить будущих преподавателей, но все равно поставили пятерку. Вы не можете себе представить, как я радовался, что поступил в институт... Потом были театр и кино.

«В «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго» я сиганул с пятнадцатиметровой высоты!»

— Где вы начинали как каскадер? Помните свой самый опасный трюк?

— А как же? В «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго» я сиганул с пятнадцатиметровой крепостной стены, и для меня это был самый сложный трюк!

— Сложно было переквалифицироваться из каскадеров в актеры?

— Конечно! О чем можно говорить, если даже мои друзья, с которыми я учился на одном курсе театрального института, признавались: «Витя, извини, но мы не видим тебя как актера».

— Это вам, случайно, не Анатолий Дяченко с Валерием Чигляевым говорили?

— Нет, выпускники режиссерского факультета. А насчет Толи, — так он, кстати, тоже пробовал себя в каскадерском ремесле, равно как и Чигляев. Но через пару-тройку прыжков решили завязать с каскадерством.

В кино и на телевидение существуют определенные штампы, которые сложно преодолеть, и вполне естественно, что мои друзья не могли представить меня в роли актера. Прошло время, и все изменилось. Мой друг Александр Цекало, с которым мы вместе когда-то начинали в киевском Театре эстрады, с 1987 года приглашал меня работать в Москву. Я согласился только недавно и не жалею, что теперь работаю в команде телепрограммы «Большая разница», которая выходит на «Первом канале». Кстати, меня взяли на эту работу не из-за дружбы с Александром Цекало, а потому, что я хорошо прошел кастинг.

— Интересная картина складывается: Александр Цекало начинал монтировщиком сцены, вы — каскадером. Страшно подумать, что бы потеряла Украина и Россия, если бы вам с Александром не удалось пробиться в мир искусства.

— А я ведь еще работал в Театре эстрады ночным сторожем. Днем актер, вечером сторож. Нормально. Мне все равно негде было жить, зарплата маленькая, сам я из Запорожья, в Киеве сразу обустроиться было очень трудно, крутился как мог.

— Страшно вам было? Ночь, вы в театре один...

— Нет, не страшно. Когда открылся киевский Театр эстрады, буквально сутки спустя местные авторитеты прислали в театр телеграмму с текстом: «Подол вас любит, Подол вас хранит!». Говорю это на полном серьезе. Подол в то время был маленькой Одессой. Но, кроме «убитого» Дома культуры «Славутич» и одного полуживого кинотеатра, других культурных развлечений не было, а тут вдруг — ТЕАТР!

— Вы работали на одной студии с мэтрами советского кинематографа. Сложно приходилось?

— Вы знаете, с действительно МЭТРАМИ работалось очень легко. Я убежден, что признанный авторитет не будет требовать к себе чрезмерного внимания. Личности, как мне кажется, в первую очередь относятся жестко к самим себе, а потом уже ко всем остальным.

«Температура воздуха в павильоне довженковской киностудии иногда опускалась ниже минус 25 градусов»

— Уйдя со студии, вы с ней практически не расставались.

— Да, в 1996 году мы начали снимать «долгоносиков» в самом большом на киностудии и даже в Европе павильоне. Температура воздуха в нем иногда опускалась ниже минус 25 градусов. Это хорошо было видно, когда во время шоу на голову ведущему лили воду, ведь при этом шел пар...

— «Шоу долгоносиков» могло кому-то нравиться или нет. Но то, что передачу смотрела достаточно внушительная аудитория, — факт! Шоу начиналось с «вешалки»?

— Нет, со студии «Автор», которую мы создали вместе с моим другом. В этот момент Виктор Приходько (автор идеи и режиссер «Шоу долгоносиков», — Авт.) и Валентин Опалев (продюсер «Шоу долгоносиков», «Комедийного квартета», сериалов «Исцеление любовью», «Сестры по крови» и др. — Авт.) предложили создать первый украинский комедийный сериал «Шоу долгоносиков». На мой вопрос «Почему долгоносиков?» я получил довольно логичный ответ: «Потому что у них будут длинные носы». Так мы начали работать, выпуская по одной программе в неделю. Следует заметить, что «долгоносики» были не коммерческим проектом, а скорее «душевным». Да и потом, какая может быть коммерция, если за программу я получал сто долларов в месяц? На съемках просто баловались, так что все, что творилось на площадке, было придумано быстро и галопом. Поэтому я считаю, что это был продукт в основном двух людей: Виктора Приходько и Виктора Андриенко. Валентин Опалев выступал в роли мецената. Потом к нам подключился мой постоянный автор Гарик Конн.

Сценария как такового не было,

97 процентов — живая речь, то есть импровизация. Однажды мы до того доимпровизировались, что чуть было не попали в историю. Я как-то предложил, чтобы персонаж шоу Шендорович якобы не смог поделить с персонажем Режиссером контрольный пакет акций, и вся программа была посвящена этому событию. Мою идею быстро подхватили, и в этой передаче даже участвовал звезда «Клуба одесских джентльменов» Яков Левинзон. С большим энтузиазмом отсняли программу, неделю ее монтировали, а аккурат в день выхода шоу произошел огромный скандал между одним из главных акционеров телеканала и телекомпанией «1+1», на котором как раз выходила наша программа. Мы об этом не знали, ведь все было написано за две недели до вышеупомянутого конфликта, а получилось будто пророчество.

— Откуда вы «списывали» персонажей для «долгоносиков»? Или же все было выдумано?

— Есть такое понятие «запах памяти». Когда у Аль Пачино спросили, как он создал своего героя, подполковника в отставке, в фильме «Запах женщины», он ответил: «В своем персонаже я смешал четырнадцать человек, которых видел в жизни. У одного позаимствовал характер, у другого — слепоту, у третьего — эмоции». То же самое было и у нас.

«Когда дело дошло до распределения звания «заслуженных», кто-то из высших чинов сказал: «Андриенко рано пока давать звания. Пускай сначала украинский язык выучит, тогда дадим»

— В «Шоу долгоносиков» вы говорили на суржике, за что подверглись большой критике...

— Я вообще считаю, что на нас с Андреем Данилко тогда была особая миссия. Ведь на самом деле мы популяризировали украинский язык. Дело в том, что я десять лет работал на русском, и мне очень трудно было перестроиться.

Считаю, что в Советском Союзе никогда не существовало проблемы Запада и Востока Украины — был общий украинский язык. Когда слышу: у нас не говорят по-украински, я спрашиваю: кто? Львовяне? Согласен, они не говорят по-украински, они говорят на польском диалекте. В Ужгороде говорят на мадьярском. Мне вот из Австралии племянница Марьяна прислала диск с напетыми ею украинскими песнями. Все, кому я их давал слушать, восхищались: какой прекрасный чистый украинский язык! Объясните мне: почему у нас были мiлiцiонери, а теперь появились мiлiцiанти, польта стали пальтами? У нас должен быть государственный чистый украинский язык, а не диалект села с запада или востока Украины. Вот Василий Бендас, мой партнер по ТВ — он из Ивано-Франковска, его никак нельзя обвинить в незнании украинского языка. И он, поступив в Киеве в театральный институт, не сетует, что педагоги научили его говорить не на диалекте, как у него в селе, а на правильном украинском: не «одЭн», а «одИн», не «дрiбноживцезнавець», а «микробiолог».

— Может, вы и правы, но, насколько мне известно, именно из-за суржика вас лишили звания заслуженного артиста Украины...

— Ну не лишили, хотя бы потому, что я его не получал. А в общем, было дело. Как-то я вел концерт на суржике по случаю юбилея Романа Гургеновича Балаяна. Кстати, по просьбе самого Балаяна. Чтобы и в зале, и на сцене все было весело и понятно — и друзьям Балаяна из Москвы, и украинским гостям, пришедшим на юбилей.

А потом через неделю, когда на распределения звания «заслуженного артиста Украины», кто-то из высших чинов сказал: «Бачив я Андрiєнко на ювiлеї Балаяна, рано поки що йому давати звання. Хай спочатку українську мову вивчить, потiм дамо».

— Почему «долгоносики» прекратили свое существование?

— Говорят, что изменилось время, нравы стали другими. Хотя мне кажется, все то, над чем мы шутили, осталось актуальным. По официальной версии, программу закрыли из-за низкого рейтинга. Но я не отчаивался, а продолжал работать, и сейчас могу с уверенностью и легким сердцем сказать вам, что все проекты, выпущенные со мной как режиссером или актером, каждый в свое время имели хорошие рейтинги! Мне всегда удавалось создать нужный образ, будь то юмористический персонаж или детский мультфильм вроде «Острова сокровищ».

— Которому в этом году исполняется двадцать лет...

— Я там озвучивал капитана Смоллетта и Билли Бонса. А в одном из эпизодов сыграл вместо Валеры Чигляева. Меня специально под него загримировали, потому что Валерка не смог приехать из-за гастролей.

— Весь мультфильм — сплошная умора!

— Да, Давид Янович Черкасский очень любит импровизировать. И подобранный им актерский состав этому только благоволит. Помню, когда нам приходилось озвучивать фильм, Давид Янович давал такое напутствие: «В кадре вы должны быть полными придурками, остальное на ваше усмотрение». По-моему, у нас получалось.

— Давид Черкасский рассказывал «СОБЫТИЯМ», как вы лихо выпивали во время озвучки этого мультфильма, а потом шли играть в футбол прямо в павильоне «Киевнаучфильма».

— А вот мне запомнилось другое. Если вы внимательно смотрели мультфильм, то наверняка заметили, какими шедевральными татуировками нам пришлось щеголять на съемочной площадке. И все бы ничего, но краска-то оказалась на диво стойкой и все не хотела отмываться. А дело было летом, после съемок с ребятами, уставшими и потными, мы удалялись на пляж. Представляете реакцию людей, когда рядом с ними купаются такие, чисто конкретные, дядьки с татуировками в виде черепов, скелетов, кинжалов и тому подобное? Краску можно было снимать постепенно, с помощью подручных средств, буквально сдирать с кожей. Когда же нам удавалось все-таки избавиться от подобного грима, на теле оставались силуэты от татуировок, чему очень радовался Радна Сахалтуев (главный художник мультфильма «Остров сокровищ». — Авт.): «Как хорошо, что не нужно снова рисовать, я просто пообвожу краской то, что уже и так есть». И все начиналось сначала. Вообще весело было.

«Помню, как к нам в филармонию на спектакль «Йозеф Швейк» пришел Роман Карцев и, не найдя места в зрительном зале, так весь спектакль и простоял у колонны»

— Талант петь у вас остался с Одесской филармонии, где вы проработали некоторое время?

— Петь — нет, вот юмор — да, хотя в Одессе вся жизнь — сплошной юмор. Вообще, у меня от этого города только хорошие воспоминания остались. Помню, как к нам в филармонию на спектакль «Йозеф Швейк» пришел Роман Карцев и, не найдя места в зрительном зале, так весь спектакль и простоял у колонны. Недавно мы с ним виделись, я пожал Роману Андреевичу руку и сказал, что никогда не забуду, как он простоял на моем спектакле целых полтора часа. Кстати говоря, Карцев очень простой и общительный человек в быту, с потрясающим чувством юмора. Настоящим одесским.

— А вы какой в быту?

— Нормальный, без понтов. Для меня не нужно что-то особое, главное, чтобы все было профессионально, вот и все. А так я не отличаюсь от простых людей. Люблю зеленый чай, салаты. Это моя слабость. Единственное, что... Очень не люблю говорить о личной жизни. А в остальном — пожалуйста. Вообще, пусть лучше люди, которые меня знают, говорят, какой я в быту.

— Зачастую вы играете импульсивных персонажей, таких себе неуемных холериков. Вы взрывной?

— Когда надо, очень! Если ко мне приходит человек на съемочную площадку и говорит, что он осветитель, то меня не интересует, почему ему не удается поставить правильно свет, он ДОЛЖЕН сделать свою работу, и все.

— Да вы тиран! Били когда-нибудь человека?

— Один раз. Как-то меня со спины долбанул кулаком в голову один не совсем хороший двухметровый парень. Я ударил обидчика так, что он чуть не умер. Я очень испугался, и мне пришлось его откачивать... Ведь я любитель, а не профессионал, могу просто не рассчитать силы, и последствия удара окажутся плачевными. После этого максимально стараюсь уйти от конфликтов.

— И каким образом?

— Очень просто — стараюсь не попадать в конфликтные ситуации. Считаю, что если человек дурак, то ему это не докажешь, вот и все. Недавно был случай. Один мужик выехал на тротуар, чуть не передавил половину народа, который там находился, при этом, что интересно, он сидел за рулем машины скорой помощи... Я с ним завелся, попросил, чтобы впредь думал головой, что делает. А он — нет, чтобы успокоиться — начал на меня наезжать, притом разговаривал этот мужик на чистом суржике, больше похожем на язык «долгоносиков». Нашел с кем связаться! Я стал говорить на его языке, с той же интонацией. Мужик офигел. В конце концов, послушав мой непонятного происхождения суржик, он узнал меня, извинился, и мы разошлись. Он освободил тротуар, а я поехал на озвучку мультфильма.

Был и другой случай, когда мне попытался нахамить при журналистах известный человек. Мне пришлось в шутливой манере уйти от конфликта. Так на следующее утро по поводу этого инцидента вышла статья с заголовком: «Только дурак может поругаться с клоуном».

← к текущему номеру

Предыдущие номера в полном объеме представлены в архиве.

АЛЕКСАНДР АЛИЕВ:  «Свой самый красивый мяч со штрафного я забил три года назад туркам. Метров с сорока «выстрелил»
АЛЕКСАНДР АЛИЕВ:

«Свой самый красивый мяч со штрафного я забил три года назад туркам. Метров с сорока «выстрелил»

 
БОРИС МОИСЕЕВ:  «У меня ни одного звания нет. Только однажды, лет двадцать назад, Пугачева мне  дала звание... «Главный  пидор страны»
БОРИС МОИСЕЕВ:

«У меня ни одного звания нет. Только однажды, лет двадцать назад, Пугачева мне дала звание... «Главный пидор страны»

 
СВЕТЛАНА ЛЕОНТЬЕВА:  «Это лето для меня выдалось очень тяжелым: сначала умерла мама, а затем — первый муж»
СВЕТЛАНА ЛЕОНТЬЕВА:

«Это лето для меня выдалось очень тяжелым: сначала умерла мама, а затем — первый муж»

 
события недели
«Черепа» Энди Уорхола продали на аукционе «Сотбис» за 7,53 миллиона долларов
Халле Берри приобрела дом в Канаде за 1,6 миллиона долларов
Наследник знаменитого французского дома «Гермес» устроил дебош на борту самолета
Объявив о разводе с Мадонной, Гай Ричи нашел утешение в объятиях английской актрисы Келли Рейли
Победитель британского конкурса «Мистер гей-1993» съел своего 33-летнего любовника
Президент Франции Николя Саркози обратился в суд с требованием изъять из продажи куклы-вуду с его изображением
Скончался известный украинский режиссер Евгений Шерстобитов
Виктору Павлику за роль мафиози в Голливуде предлагают 1 миллион 750 тысяч долларов
Во время визита в Словению английской королеве Елизавете II пришлось надеть на банкет платье из ткани, подаренной ей 20 лет назад
Украинские звезды политики, спорта и шоу-бизнеса с оружием в руках призвали бороться против спида
© "События и люди" 2008
Все права на материалы сайта охраняются
в соответствии с законодательством Украины
Условия ограниченного использования материалов