Уходящий 2008-й стал для Турина годом триумфа. Всемирная организация промышленного дизайна провозгласила этот итальянский город своей столицей. В честь знаменательного события в Турине устроили фестиваль «Torino 2008 World Design Capital». В его рамках в сотрудничестве с национальным автомобильным музеем «Carlo Biscaretti di Ruffia» прошла уникальная автовыставка, где можно было увидеть самые потрясающие концепт-кары, созданные в Турине с 50-х годов прошлого века по наши дни. Билет стоил 7 евро — не так уж дорого, учитывая, сколько здесь было собрано знаменитых автомобилей. Многие из представленных в Турине авто с самого начала существовали в единственном экземпляре, поэтому их специально привозили в Италию из частных коллекций, находящихся в США, Японии и других странах. Большая часть моделей — творения таких признанных корифеев автодизайна, как Джузеппе Бертоне, Джоржетто Джуджаро, Серджио Пининфарина, чьи кузовные ателье десятки лет оставались законодателями мировой автомобильной моды, не только создавая концепт-кары для итальянских марок, но и работая по заказу немецких, французских и американских автоконцернов (что уж говорить об автопроизводителях из Кореи и Китая, которым итальянцы «нарисовали» их лучшие модели).
Секрет такой творческой плодовитости туринцев, говорят сами итальянцы, следует искать в истории города. Турин еще в XIX веке славился своими каретниками — с появлением автомобиля число мастерских только выросло, ведь до Второй мировой войны автомобильные кузова, как правило, изготовляли вручную, на деревянном каркасе. С активизацией промышленного производства большинство кузовных ателье (а их на то время было свыше тридцати) остались не у дел. Чтобы не пропасть, ремесленники сначала пытались продержаться частными заказами и постройкой прототипов для автосалонов, а затем были вынуждены идти в промышленность, занявшись так называемым индустриальным дизайном. Сейчас в Италии более 20 компаний, занятых мелкосерийным производством автомобилей. И пусть немцы или японцы далеко обошли обитателей севера Апеннин в технологичности, в автомобильном дизайне итальянцам по-прежнему нет равных. Именно их концепты, часто кажущиеся фантастическими или абсурдными, указывают дорогу, по которой пойдет завтра автомобильный стиль.
— Стиль — это всегда эволюционное движение по спирали, непременно тесно связанное с модой на одежду, — рассказывает дизайнер Марчелло Гандини, некогда создавший стиль марки Lamborghini. — Чтобы наглядно представить сам процесс трансформации автомобильной моды, вспомните, как изменялась с годами длина дамских юбок. Они становились короче, короче, короче, и когда короче было уже некуда, их начали делать длиннее, длиннее, длиннее... Так и автомобили. Избавляясь от пышного убранства 1950-х, они становились все квадратнее и квадратнее, что привело к угрюмому стилю 1970-х. Затем машины все округлялись и округлялись, и это закончилось увлеченностью «био»-формами, которые, в свою очередь, начинают сейчас становится жестче и жестче, постепенно приходя к «техно».
Одна из последних работ итальянских дизайнеров — автомобиль с лобовым стеклом на всю длину кузова Italdesign Quaranta Toyota. Он был представлен на Женевском автосалоне этого года и вызвал огромный интерес у публики | |
Bertone Stratos Zero — один из ярчайших концептов ателье Bertone, открывший новую эпоху автомобильного дизайна. Позже, под впечатлением этого невероятно низкого гоночного «зубила», были созданы модели Lamborghini и даже такой серийный автомобиль, как Citroen XM | |
Концепт M-1000 в 1956 году в единственном экземпляре выпустило ателье Politecnico di Morelli. По словам создателей, этот микроавтобус-«капля» был разработан для исследования аэродинамики и подавления шумов от дороги. Дизайнеры того времени считали, что каплевидная форма — одна из наиболее удачных для машин. Правда, модель не радовала устойчивостью на трассе, а потому оказалась тупиковой ветвью автоэволюции | |
Этим трехместным спорткаром ателье Pininfarina хотело помочь французам создать модели нового поколения. Впрочем, на сей раз компании Citroen удалось это сделать и без помощи итальянцев | |
Автомобильчик Phylla имеет откровенно хулиганский вид. Но молодые итальянские мастера дизайна считают, что такая нетривиальная внешность — то, что нужно современному покупателю | |
Italdesign Maserati Boomerang появился в 1972 году (сейчас автомобиль принадлежит коллекционеру из Ниццы). Дизайн этого шедевра в Italdesign называют «кристально чистая сталь». Модель оснащается мощным восьмицилиндровым двигателем | |
В 1978 году знаменитое ателье Pininfarina представило самую совершенную, с точки зрения аэродинамики, форму автомобиля. К сожалению, дальше макета дело не пошло | |
Автором Veicolo da Record Molino Stola 2006 года стал дизайнер Карло Молино. Особенно потрясающе автомобиль-«скат» выглядит, если смотреть на него сверху | |
Fiat 1100S из коллекции Centro Storico Fiat был выпущен в 1947 году. Автомобиль довольно компактный и вмещает только двух человек. По словам специалистов, изюминка этого авто — потрясающая чистота линий. Под капотом у него четырехцилиндровый двигатель объемом 1,1 литра, способный разогнать Fiat до 150 километров в час. Всего таких автомобильчиков было произведено порядка четырех сотен | |
Автомобили, как и самолеты, скоро станут массово оснащаться турбинами. В 50-х годах прошлого века в это охотно верилось. Турбомашины демонстрировали фантастические результаты — Gilda Streamline X Coupe от ателье Ghia во время испытаний в аэродинамической трубе достиг скорости 225 километров в час! Правда, тогда проверять это в реальных условиях не стали. Сразу после Туринского автосалона 1955 года машина отправилась за океан и долгие годы принадлежала музею Генри Форда. Увы, автомобилям с турбинами так и не удалось стать на конвейер — этому помешал как «самолетный» расход топлива, так и экологические нормы |