В Одессе выкрали полотно Караваджо «Поцелуй Иуды», оцененное в 100 миллионов долларов - Еженедельник «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ»

Главный редактор еженедельника «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ» Александр Швец

4 - 11 августа 08 года
 
События и люди
 
люди недели

В Одессе выкрали полотно Караваджо «Поцелуй Иуды», оцененное в 100 миллионов долларов

Еще одна картина кисти художника — «Рождество» входит в ФБР-овский список десяти самых разыскиваемых произведений искусства

На номинацию «Преступление века» вполне может претендовать событие, происшедшее на минувшей неделе в одесском Музее западного и восточного искусства.

В ночь на 31 июля неизвестные проникли в музейное здание, расположенное в самом центре города, на Пушкинской, 9, и похитили картину выдающегося живописца эпохи Позднего Возрождения Микеланджело да Караваджо (1573—1610) — «Взятие Христа под стражу» (другое название — «Поцелуй Иуды»).

— Полотном, размером 134х172,5 сантиметра, злоумышленник (не исключено, что их было несколько) завладел, разбив окно и проникнув в зал второго этажа старинного здания, говорят правоохранители.

Картину, вероятнее всего, украли «под заказ», поскольку это полотно — не только одно из самых ценных произведений искусства, имеющихся в музеях Одессы, а и национальное достояние. Более того, это один из немногих подлинников кисти Караваджо, которых сегодня в мире насчитывается всего порядка 40 экземпляров. (На постсоветском пространстве, помимо одесского музея, несколько картин имеется еще в коллекции Эрмитажа.) Потому продать его практически невозможно, несмотря на весьма приличную оценочную стоимость — порядка 50 миллионов фунтов стерлингов (100 миллионов долларов). Караваджо считается самым дорогим из представленных на мировых аукционах художников.

Искусствоведы утверждают, что картина «Взятие Христа под стражу» создана в период, когда автор находился в полном расцвете своего таланта. В конце XIX — начале XX века полотно было передано Одесскому художественному училищу, а в 20-е годы поступило оттуда в Галерею старинной живописи (ныне Музей западного и восточного искусства). Еще в середине 50-х годов минувшего столетия московский искусствовед Ксения Малицкая доказала ее принадлежность кисти Караваджо. Однако десять лет назад в Ирландии была обнаружена новая версия «Взятия Христа под стражу», которую многие зарубежные специалисты сочли оригиналом Караваджо, написанным для Чириако Маттеи, старшего брата предполагаемого заказчика одесской картины. Общеизвестно, что знаменитый живописец имел обыкновение создавать сразу несколько авторских копий своих работ.

С итальянским шедевром, принадлежащим Одессе, Европа воочию ознакомилась в конце 90-х на выставке в Хауз дер Кунст в Мюнхене, а также на международной выставке «От Караваджо до Маттиа Прети» в миланском Палаццо Реале.

Еще одна картина кисти Караваджо «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием» входит в составленный ФБР список десяти самых разыскиваемых произведений искусства. Полотно, оцениваемое в 20—40 миллионов долларов, было похищено из церкви Палермо в 1969 году и до сих пор не найдено. Предполагают, что оно было украдено по заказу одного из боссов сицилийской мафии. Один из арестованных мафиози не так давно признался на допросе, что многие годы «Рождество» украшало виллу главаря «Коза Ностры» Джерландо Альберти. Однако сам «крестный отец» скрывается от правосудия, и местонахождение картины по-прежнему неизвестно.

Остается надеяться, что правоохранителям удастся отыскать и взять под стражу злоумышленников, похитивших шедевр Караваджо в Одессе.

← к текущему номеру

Предыдущие номера в полном объеме представлены в архиве.

ЕВГЕНИЙ ВЕСНИК:  «Гуляя по улицам Парижа, мы с Папановым случайно встретили президента Франции. Анатолий крикнул ему «бонжур», а Шарль Де Голль ответил: «Мерси, мсье»
ЕВГЕНИЙ ВЕСНИК:

«Гуляя по улицам Парижа, мы с Папановым случайно встретили президента Франции. Анатолий крикнул ему «бонжур», а Шарль Де Голль ответил: «Мерси, мсье»

 
НАДЕЖДА МЕЙХЕР:  «Если женщина чувствует себя ничтожеством, ей не помогут никакие пластические операции»
НАДЕЖДА МЕЙХЕР:

«Если женщина чувствует себя ничтожеством, ей не помогут никакие пластические операции»

 
ПЕТР СИМОНЕНКО:  «Ходил на тренировку в... городскую  баню. Там был 12-метровый  «лягушатник». А потом нас перевели  в 25-метровый бассейн»
ПЕТР СИМОНЕНКО:

«Ходил на тренировку в... городскую баню. Там был 12-метровый «лягушатник». А потом нас перевели в 25-метровый бассейн»

 
© "События и люди" 2008
Все права на материалы сайта охраняются
в соответствии с законодательством Украины
Условия ограниченного использования материалов