Двадцать четвертого сентября известный украинский скульптор Николай Шматько презентовал свою новую работу, которая носит название «Поцелуй Иуды». Напомним, в июне этого года Николай Гаврилович представил публике мраморную скульптуру «Украинская Аврора», изобразив в виде богини обнаженную Юлию Тимошенко. Спустя почти три месяца художник решил обновить композицию, дополнив ее скульптурным изображением обнаженного Виктора Ющенко, и переименовать. И если пару месяцев назад скульптор на вопросы о стоимости «Авроры» называл сумму в 500 тысяч долларов, то «Поцелуй Иуды» обойдется теперь потенциальному покупателю в один миллион.
На презентации своей новой скульптурной композиции в Луганске Николай Шматько сообщил, что собирается показать ее в столице. «Я хочу на три дня снять выставочные площади в Украинском доме, — заявил он. — Правда, на двери я повешу табличку, кому на выставку вход запрещен. В первую очередь это будет Президент Виктор Ющенко, Виктор Балога и еще ряд персон». А в ответ на вопрос об идее скульптурной композиции пояснил: «Я решил сделать Президента голым, потому что своими поступками он давно обнажил себя. Он столько раз целовал Тимошенко и клялся ей в верности. Лучше бы он вел себя сдержаннее», — цитирует Николая Шматько «Обком».
— Николай Гаврилович, почему украинских политиков вы решили изобразить в обнаженном виде?
— На днях меня спросили, не опасаюсь ли я обиды со стороны Президента. Абсолютно нет. Я давно уже придерживаюсь позиции: жизнь презираю, а смерть — не признаю. Скульптор всегда соревнуется с самим собой в достижении классической красоты человека. Сколько бы скульпторы не делали обнаженных тел, все равно мы будем ими восхищаться. Аврора — это богиня. Значит, она должна быть полностью обнаженная, чтобы можно было ее полностью рассмотреть. Однако в данной композиции я ее задрапировал, потому что стараюсь привлечь внимание зрителя именно к поцелую.
— Но даже в таком виде вы явно польстили прообразам своих скульптур. У обоих тела молодых людей.
— Я должен был подойти к этому вопросу с позиции эстетики. В работе над фигурой Юлии Тимошенко мне помогала в качестве натурщицы 19-летняя луганская танцовщица. А Ющенко в моем исполнении имеет тело
20-летнего слесаря одного из местных заводов. Мне нужно показать красоту. Если бы я пытался изобразить реальное физическое состояние прототипов, то произведение так бы не смотрелось. Вот и пришлось тела омолодить.
Кстати, найти нормальных натурщиков, особенно женщин, сейчас большая проблема. Объявления и развешиваем, и даже в газете даем, ищем через своих знакомых и друзей. В итоге, так и не найдя нормальной натурщицы, зачастую приходится идти на компромисс — складывать статую, как пазлы, из различных частей разных натурщиц: голова — от одной, грудь — от другой, а попа и вовсе от третьей.
Недавно увидел у стоматолога симпатичную медсестричку и сразу же предложил ей поработать со мной. Так она отказалась — мол, стесняется. Я у нее поинтересовался: «А когда вы в кресле у гинеколога располагаетесь в куда более откровенной позе, чем работают у меня натурщицы, не стесняетесь?» Она лишь смутилась и в ответ ничего не сказала. Хотя из своего опыта знаю, что чувство неловкости исчезает у дам буквально через несколько минут работы.
— Так, может, было бы логично предложить девушке поработать в купальнике? И ей не так стыдно, и взору художника практически все открыто.
— Купальник не дает естественно расположиться частям тела, например, груди. Главная же задача скульптора — правильно передать движение человека, особенности той или иной части тела.
— Например, интимных частей. Ну, с женскими как бы все понятно. А как быть с мужским достоинством?
— В искусстве есть правило делать сей «предмет» как бы чисто символически. Чтобы не «это» притягивало взгляд, а сама работа скульптора. Куда сложнее изобразить руки, да так, чтобы в статуе был отражен каждый кровеносный сосуд, видимый у живого человека, складки кожи на пальцах, ногти. При этом суметь передать не просто анатомию, а, возможно, и характер человека.
Главная задача настоящего скульптора — с одной стороны, создать идеальную красоту человека, а с другой — не особо отрываться от реальности. Такой вот парадокс получается. Признаюсь, что всегда предпочитаю изображать лучшую половину человечества — женские формы гибче, пластичнее. Кстати, некоторые посетительницы моей экспозиции сетовали, что у меня почти нет мужских образов. К сожалению, Микеланджело, создав Давида, просто не оставил мне места для творческой перспективы (смеется). Потому специально для дам я в свое время изваял «Древо жизни» — фаллос, увитый плющом. Выразил, так сказать, всю мужскую сущность.
— Признайтесь, не было ли у вас своей Галатеи?
— Мраморной — нет. А вот ее живые прообразы встречаются мне постоянно. Но, думаю, такое душевное состояние художнику только на пользу. Даже супруга иногда ревнует. Но она понимает, что натурщицы в моей работе необходимы, и сама их для меня подыскивает.
— В конце прошлого года вы стали первым украинским художником, которого на знаменитой Флорентийской биеннале удостоили ордена «Лоренцо Великолепный Медичи». Эту награду в мире искусства приравнивают к Нобелевской премии. Почему не удалось воплотить в жизнь вашу идею провести подобную биеннале в Киеве?
— Во Флоренцию съезжаются лучшие из лучших художники и скульпторы со всего мира. В прошлом году было представлено
75 стран. Организаторы Флорентийской биеннале готовились устроить под своей эгидой такую же широкомасштабную выставку и в украинской столице. Мало того, эти намерения даже закрепили соответствующим документом. Как бы это подняло престиж нашей страны! Да и экономически было бы выгодно. Ежегодно сотни тысяч туристов приезжают во Флоренцию на биеннале. А в этом году они могли бы посетить Киев. Но, как выяснилось, в Украине никому это оказалось не нужно (вздыхает). Писал я и Президенту, и его супруге, причем мои письма передавались не по почте, а через доверенных лиц, которые уж точно имеют доступ к главе государства. Обращался и к известным украинским меценатам. Итог был один и тот же: никакого ответа. Видимо, никому это не интересно. В конце концов я написал письмо президенту Флорентийской биеннале Пьеро Целлона и извинился за всю Украину...
— Ходят слухи, что после такого молчаливого отказа вы подумываете о том, чтобы вообще покинуть страну.
— К сожалению для Украины, это так. Я хочу работать там, где ценят искусство. Пятнадцать лет я тружусь над весьма сложной композицией «Явление Христа апостолам». Уже готов вариант композиции в гипсе. Планируется, что в дальнейшем мраморный Иисус и все апостолы расположатся на 15-метровом гранитном кресте, как бы символизируя тот самый крест, который нес на Голгофу Христос. А над ними — терновый венок диаметром семь метров, который ночью будет еще и светиться.
Моя идея создания этой огромной композиции из цельного стотонного мраморного камня заинтересовала одного греческого миллиардера. Если его предложение останется в силе, мне придется покинуть Украину и уехать в его страну, так как работать над такой композицией можно будет лишь на том месте, где ее в дальнейшем установят. Срок изготовления всей композиции — до пяти лет. Естественно, я буду вынужден забрать за границу и всю свою семью...