ИГОРЬ КОСТОЛЕВСКИЙ: «Когда в 1991 году я уезжал в Норвегию с театральным проектом, молва приписала, будто я эмигрировал из России» - Еженедельник «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ»

Главный редактор еженедельника «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ» Александр Швец

13 - 20 октября 08 года
 
События и люди
 
тет-а-тет

ИГОРЬ КОСТОЛЕВСКИЙ:
«Когда в 1991 году я уезжал в Норвегию с театральным проектом, молва приписала, будто я эмигрировал из России»

В новом фильме, который скоро выйдет на экраны, известный актер, отметивший недавно 60-летний юбилей, сыграл необычную для него роль — врача-гинеколога

После развода с первой женой — актрисой Еленой Романовой и женитьбы в 2001 году на французской актрисе Консуэло де Хавиланд Игорь Костолевский дает интервью крайне редко. Не побаловал он пишущую братию своим вниманием даже в честь собственного 60-летнего юбилея, который отметил 10 сентября. И все же «стену молчания», выстроенную известным актером, удалось пробить. Поводом для нашей беседы стало окончание съемок картины «Время счастья», в которой Игорь Матвеевич сыграл главную роль — врача-гинеколога. По сюжету, он решает судьбу молодой женщины, пришедшей прервать беременность, и не знает, что отец неродившегося ребенка — его собственный сын...

«В день рождения у меня под окнами музыканты в кавалергардских костюмах играли мелодию «Кавалергарда век недолог»

— Игорь Матвеевич, скоро выйдет фильм «Время счастья», где вы сыграли главную роль. Ваш первый фильм назывался «Звезда пленительного счастья»... Как вы думаете, почему режиссеры связывают вас именно с таким эмоциональным состоянием — счастья?

— Возможно, я произвожу впечатление счастливого человека. Я так думаю. Только обязательно напишите в интервью: «Сказал и засмеялся»!

— Можно еще написать «и задумался»!

— Вообще, все эти сноски — это очень серьезно! Мне один журналист задал вопрос: «Игорь Матвеевич, в чем секрет вашей популярности?» И я просто пошутил, сказал: «Как в чем? В том, что я хорош собой!» И что вы думаете? На полном серьезе написали: «Он считает, что он очень хорош собой!» И сейчас на НТВ вышел сюжет, где мой смех вырезали, а что-то вроде «хорош собой» осталось...

— А вы не считаете, что хороши собой? Если без кокетства?

— Абсолютно без кокетства говорю! У меня есть много чего, что я в себе поменял бы. Я не могу сказать, что принижаю себя. Просто мужчине нужно сосредотачиваться несколько на другом. Я же не в модельном бизнесе работаю. Это профессия, в которой есть своя специфика: чем больше тебе отпущено, тем больше с тебя спрос. Ты должен быть интересным, убедительным, должен открывать какие-то новые грани. Это — основная задача. По крайней мере, во второй половине жизни.

— Коллеги простили, что вы не стали широко отмечать юбилей или они все еще ожидают буйства красок и веселья?

— Юбилей будет, обязательно! В ноябре я сыграю в «Братьях Карамазовых», ближе к этому времени и отметим юбилей. Пока я этого не сделал по нескольким причинам. Когда мне было 55, я по глупости сыграл премьеру прямо в свой день рождения — 10 сентября. И долго не мог прийти в себя. Это оказалось очень тяжело — начало сезона, было мало репетиций. Сейчас хочу сделать по-другому. А потом я считаю, что юбилей — это повод праздновать день рождения целый год. Причем в любой момент — когда захочу и с кем захочу!

— Какими подарками вас уже порадовали или, может быть, растрогали?

— Меня много чего растрогало... И многое даже потрясло. Например, когда у меня под окнами в день рождения заиграл симфонический оркестр: музыканты в кавалергардских костюмах играли мелодию «Кавалергарда век недолог» из фильма «Звезда пленительного счастья». Это жена мне такой сюрприз устроила здесь, в Москве. Или, например, я открываю ноутбук, а в нем видеозапись: Раймонд Паулс играет джазовую мелодию. А я джаз очень люблю. Этот подарок тоже супруга сделала.

— Женившись на француженке, сами не стали «немножко французом»?

— Не стал. Почему-то бытует укоренившееся мнение, что я уехал во Францию и там живу. Это совсем не так. Я уезжал в 1991 году в Норвегию с проектом режиссера Петера Штайна «Орестея». Но молва так сильна, что мне тогда приписали, будто я эмигрировал из России. А когда я женился на француженке — причем женился здесь, в Москве, — меня почему-то все отправляли во Францию. Хотя я продолжал работать в столице России. Я не против Франции — это замечательная страна. Но я — русский. И работать я могу только здесь. Начинать свою карьеру в чужой стране невозможно. Для этого надо там родиться или уехать туда в раннем детстве. Моя жена это прекрасно понимает.

— То, что вы стали знаменитым актером, — это судьба, по велению которой вы вышли на эту стезю, или результат вашего упорного труда?

— Наверное, это судьба. Но то, что я сейчас сижу и даю вам интервью, пожалуй, говорит о том, что я что-то еще и сделал в этой профессии. И, конечно же, приложил много сил. Профессии нужно отдавать всего себя на сто процентов! Нельзя быть наполовину беременным. Более того: если ты начинаешь половинить профессию, заниматься профанацией, она тебе отомстит. Так как не прощает компромиссов. Я через все это проходил и потому знаю.

«Как ни странно, я — за хеппи-энд в фильмах. Людям нужна надежда»

— Фильм, который сейчас готовится к выходу на экраны, носил рабочее название «Время вопросов». Вы думаете, что его новое название «Время счастья» лучше отражает суть картины?

— Это уже мнение продюсеров. Видимо, когда мы снимали фильм, это было «Время вопросов», а когда они увидели готовую работу — поняли, что это «Время счастья». Лично для меня это все же было время вопросов. Будет ли это время счастья — станет ясно после показа картины по телевидению. Если фильм придется по душе — это и будет счастье.

— Сама идея фильма вам нравится?

— Да, это один из немногих фильмов, который мне понравился за последнее время. Картина о том, как человек, будучи немолодым, вдруг обретает себя. Он понимает, что нужно отдавать долги, и к нему возвращается ощущение жизни, которое он когда-то утратил. Это важно. Но и страшно — ведь многое уже нельзя изменить. И как человек он много упустил. А благодаря встрече с любовью он вдруг понял, что жизнь может быть совсем другой. И не потому, что возникла физическая любовь. В нем проснулась любовь к тому несостоявшемуся, что он не растратил, не отдал своему сыну, своей жене. Потому что тогда это были совершенно другие отношения. Еще это история о том, как один человек помог другому. И ему самому от этого лучше — он стал счастлив.

— Съемки фильма проходили и в Ялте. Какие впечатления остались от города?

— Я не был в Ялте 18 лет. Это фантастическое место! Мы поймали такси, вышли на набережную, подходим к перилам и — море! Мне показалось, что там ничего не изменилось! Мы работали в Крыму всего два дня, снимали ночью... Одно время еще решался вопрос, снимать в Ялте или нет. А потом пришли к выводу, что без Ялты будет совсем другая картина...

— История вашего героя заканчивается благополучно. Но продюсеры говорят, что у вас была идея сделать так, чтобы герой погиб.

— Да, я думал, что он должен умереть. Но знаете — умереть всегда успеем... Все-таки надо жить! У меня был такой фильм — «Законный брак», где мы снимались с Наташей Белохвостиковой. Там действие происходило во время войны, и мой герой был актером, он увозил девушку из эвакуации, из Алма-Аты, в Москву. У них возникал роман. Потом его забирают на фронт. И вот в той картине я настоял, чтобы он погиб. Только так можно было передать весь ужас войны. Показать, что война выкашивала лучших — таких людей мы теряем. Сейчас не война, мирное время. И жить нужно в любом случае. Это уникальный момент — возможность жить. Поэтому признаю: я был не прав.

— Как вы относитесь к фильмам со счастливым концом?

— В советское время были сплошные хеппи-энды. Тогда даже цензура запрещала трагические и грустные финалы. Потому что советский человек должен нести позитив. Но сейчас, как ни странно, я — за хеппи-энд. Только не глупый, не нарочитый. Людям нужна надежда, им нужно давать воздух, давать возможность «продыхнуть». Сейчас достаточно тяжело живется. И если людей кормить «аншлагами», они счастливее от этого не станут, просто отупеют. Но при этом все еще зависит от художественного замысла — от таланта тех, кто картину создает. Иногда необходим и грустный финал в картине, чтобы человек о чем-то задумался... А иногда, может, — хеппи-энд, чтобы подарить надежду... Это все зависит от таланта творца, людей, которые берутся за это дело...

«Я — кипучий лентяй! При всем при том, что я трудоголик, если можно что-то не сделать — я постараюсь не сделать»

— Как вы думаете: хороший фильм способен побудить зрителя задуматься о своей жизни не во второй ее половине, а чуть раньше?

— Мы всю жизнь отвечаем на один и тот же вопрос: способно ли искусство менять людей? И в советское время для меня примером этого был Аркадий Райкин. Вот выходил на сцену Райкин — и бичевал наши пороки. И кто сидел в первом ряду? В первом ряду обычно сидели люди, чьи пороки он бичевал. Радостно хохотали. Что, они от этого менялись? Нет, они не менялись! Но какая-то часть людей задумывалась о том, что он говорил. Искусство может менять жизнь. Но это зависит от силы произведения. И если человек хотя бы о чем-то задумался — это уже чудесно. Не в качестве хвастовства, но мне очень приятно, когда говорят: «Фильм «Безымянная звезда» мне запомнился на всю жизнь!» Или еще какой-то фильм. Это ужасно приятно! Это то, для чего я занимаюсь своим делом.

— А чем бы вы могли заниматься кроме актерства?

— Бог его знает... Понятия не имею...

— Кстати, кто-то из ваших коллег попутно владеет люксовым магазином, рестораном...

— Это не для меня. Я бы с удовольствием имел и магазин, и ресторан. Но я так не могу. Вот моя жена, будучи хорошей актрисой, балериной, взяла и сделала театральный проект «Москва—Париж». У нее дар к этому. А я — не могу...

— Кто-то еще из советских критиков после выхода фильма «Ася» сказал, что в нем вы показали — не просто сыграли, а именно показали всем своим существом — леность русского барина. Она действительно в вас есть?

— Леность? Да, точно есть... Я думаю, что это хорошее качество. Если еще при этом имеется какая-то совесть, тогда это замечательно сочетается. Ты ленишься, а совесть тебя гложет, гложет... У меня всегда так. И когда дохожу до критического момента — уже начинаю что-то делать. Я — кипучий лентяй! При всем при том, что я трудоголик, если можно что-то не сделать — я постараюсь не сделать. А потом — жить само по себе очень интересно. И работа — это же не приговор трибунала...

— Характер вашего героя в фильме «Время счастья» — это стремление к одиночеству. Вам близко это состояние?

— Да, у него есть и стремление к одиночеству, и закрытость перед жизнью. Жизнь поставила в такие условия, что его многое не устраивает... Этот герой привлек меня своей трансформацией. Он нашел в себе силы вырваться из своего одиночества. То есть это человек, который сначала поставил на себе крест, а потом начал вторую жизнь. Во всяком случае — попытался...

— Как вам работалось с молодыми актерами?

— Я снимался с молодой актрисой Леной Великановой, которая меня по-хорошему удивила. Она — настоящая. И мне кажется, что у нее очень хорошее будущее. Лена — очень цельный человек, серьезный. Без туфты, без пафоса, трудяга, ничего из себя не строит, не боится учиться, быть смешной и даже некрасивой... Вот такой образ молодой актрисы мне нравится. Я был приятно удивлен работой с Леной. И желаю ей всего самого хорошего.

«Раньше, чтобы сыграть роль, нужно было ночами не спать, а сейчас текст в кадре учат!»

— Для вас как артиста ближе работа в кино или в театре?

— Наверное, я больше театральный актер. Хотя, если в кино хорошая работа, я очень этому рад. Для меня интересно там, где интереснее. Хотя основная моя работа все-таки в театре. Когда ты на сцене, ты ничем не прикрыт. Все происходит сейчас, сию минуту. И это основное отличие от кино. Зритель видит, что ты представляешь из себя как артист. Он приходит, садится в кресло — и видит тебя всего. Каждому дается оценка: «Хорошо играет! Плохо играет!» И все, ты ни за что не спрячешься! В театре есть непосредственный контакт со зрителем, и от этого возникает фантастическое ощущение, что ты своей игрой можешь что-то менять. Например, пять лет назад Ивана в «Карамазовых» я играл не так, как сейчас. Это был совершенно другой герой, а значит, и спектакль. Год назад я играл Плюшкина так, сегодня — иначе...

Кино — чаще всего великий обманщик. В кино можно здорово скрываться — за крупным планом, за перебивками... Когда ты что-то не сыграл — камеру переведут на партнера. Когда режиссер не может развести сцену, он начинает снимать крупные планы или наоборот — снимет общий... Там есть масса приспособлений и фокусов. И только очень большие режиссеры, зная законы кино, могут выявить артиста. Вот на собственном примере могу сказать: «Звезда пленительного счастья», или «Безымянная звезда», или «Тегеран-43» — эти фильмы делали мощные режиссеры. Они знали, о чем они снимают. И все было подчинено их замыслу. Ты не мог играть абы как, ты должен был органично существовать и играть строго в характере. Сейчас пришло время сериалов. Раньше, чтобы сыграть роль, нужно было ночами не спать, что-то придумать, принести это на площадку. А сейчас текст в кадре учат! Нетребовательность и снижение общего уровня — это гремучая смесь! Я не знаю, что у нас получилось в итоге в картине «Время счастья», но надеюсь, что в ней осталось что-то от каждого из нас. Пусть это не великое произведение искусства, но это попытка поразмышлять о чем-то серьезном.

— Вы часто говорите: «Во второй половине жизни». Ваш второй брак пришелся как раз на вторую половину жизни. У многих людей случаются ситуации, когда они стоят перед выбором: семья или новая любовь. Но как определить, что это и есть та любовь, которая оправдывает все?

— Логически, рационально это не высчитаешь. Это на тебя падает — и все. И ты иначе начинаешь дышать, у тебя быстрее бежит кровь по жилам, ты совсем по-другому смотришь на мир... У тебя все другое, когда это приходит... Это может накрыть неожиданно, ни с того ни с сего. Или этого очень надо желать, ждать... Если ты чего-то хочешь, на чем-то очень сосредотачиваешься, об этом постоянно думаешь — это получается. Главное — чтобы у тебя было желание.

— Игорь Матвеевич, а время счастья — оно, по-вашему, когда?

— Сейчас, сию минуту!

← к текущему номеру

Предыдущие номера в полном объеме представлены в архиве.

МАРК ЗАХАРОВ:  «После свадьбы Андрея Миронова и Ларисы Голубкиной Ширвиндт ночью через окно влез к ним в спальню и укусил новобрачную за пятку»
МАРК ЗАХАРОВ:

«После свадьбы Андрея Миронова и Ларисы Голубкиной Ширвиндт ночью через окно влез к ним в спальню и укусил новобрачную за пятку»

 
ТАРАС ЧОРНОВИЛ: «Супруга давно советовала мне на все плюнуть. Правда, просила уйти из политики тихо  и без скандалов.  К сожалению,  не получилось»
ТАРАС ЧОРНОВИЛ:

«Супруга давно советовала мне на все плюнуть. Правда, просила уйти из политики тихо и без скандалов. К сожалению, не получилось»

 
ВИКТОР ПАВЛИК:  «В армии нам с двумя «дембелями» попался настоящий афганский гашиш. Я как саданул... Меня искали потом два или три дня — нервная система отключилась полностью»
ВИКТОР ПАВЛИК:

«В армии нам с двумя «дембелями» попался настоящий афганский гашиш. Я как саданул... Меня искали потом два или три дня — нервная система отключилась полностью»

 
события недели
Американские эксперты подсчитали, что лучше всего продаются журналы с Анджелиной Джоли на обложке
Бельгийского студента назвали самым красивым мужчиной в мире
Дэвид Духовны наконец излечился от сексуальной зависимости
На аукционе «Сотбис» на уникальный желтый бриллиант весом свыше 100(!) каратов... не нашлось покупателя
Президент Виктор Ющенко второй раз за последние полтора года распустил парламент и назначил досрочные выборы в Верховную Раду
Сэр Эндрю Ллойд Уэббер лишил собственных детей наследства в полтора миллиарда(!) долларов
Скандально известному О. Дж. Симпсону, которого признали виновным в похищении людей, снова «светит» пожизненное заключение
Суд обязал Шарлиз Терон выплатить швейцарской часовой фирме 20 миллионов долларов
Верке Сердючке и ее маме предложили миллион долларов за роль в голливудской картине
© "События и люди" 2008
Все права на материалы сайта охраняются
в соответствии с законодательством Украины
Условия ограниченного использования материалов