КИНОВЕД АНАТОЛИЙ ПРОХОРОВ: «Когда Александру Татарскому запретили снимать новогоднюю сказку, он пригрозил руководству снять мультфильм о... Ленине. По произведениям Михаила Зощенко» - Еженедельник «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ»

Главный редактор еженедельника «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ» Александр Швец

10 - 17 ноября 08 года
 
События и люди
 
чтобы помнили

КИНОВЕД АНАТОЛИЙ ПРОХОРОВ:
«Когда Александру Татарскому запретили снимать новогоднюю сказку, он пригрозил руководству снять мультфильм о... Ленине. По произведениям Михаила Зощенко»

Ровно 25 лет назад на экраны вышел знаменитый мультфильм «Падал прошлогодний снег»

Об украинском аниматоре Александре Татарском заговорили сразу после выхода его знаменитой «Пластилиновой вороны». Затем были полюбившаяся миллионам советских детишек заставка к передаче «Спокойной ночи, малыши!» и ключевой в его творчестве мультфильм «Падал прошлогодний снег». Реплики главного персонажа (удивительно точно озвученного Станиславом Садальским) превратились в народные поговорки, а сам мультфильм занесен в ранг культовых. Не меньшую популярность снискал у зрителей и сериал «Следствие ведут Колоб-ки». Эти и другие талантливые мультипликационные работы закрепили за Александром Татарским славу гениального аниматора не только в нашей стране, но и за рубежом. Десятки его учеников сделали успешную карьеру на Западе, а те, кто остался в Москве, за свои анимационные работы ежегодно получают международные награды. Двадцать лет назад Александр Татарский вместе с коллегами Игорем Ковалевым и Анатолием Прохоровым создал первую в Советском Союзе независимую анимационную студию «Пилот», которая существует и поныне. Но уже без Татарского. В июле прошлого года Александра Михайловича не стало. Его сердце остановилось во сне.

О своей многолетней дружбе с Александром Татарским «СОБЫТИЯМ» рассказал известный киновед, один из создателей студии «Пилот» Анатолий Прохоров.

 

 

«Юрий Норштейн узнал, что Саша честно, кадр за кадром, перелепливал крутящуюся карусель в заставке к «Спокойной ночи, малыши!», и даже растерялся — это ведь адова работа!»

— Александру Татарскому было всего 56 лет, и вдруг — остановка сердца... Как же так?

— Я знал, что у Саши побаливало сердце, но он ни за что не хотел обследоваться. Докторов он боялся патологически и даже зубную боль терпел до последнего, лишь бы не идти к врачу. Где-то весной прошлого года Саша неожиданно позвонил и спросил, как записаться в поликлинику Союза кинематографистов. Я удивился: ведь за все годы, что он является не только членом Союза, но и его секретарем, он ни разу туда не обращался! А он отшутился: «Боюсь, что, когда мне скажут диагноз, я упаду с инфарктом!» Прошлым летом Саша потерял друга — любимого кота Пуфеля. Животное умерло от старости, но Татарский так горевал, будто похоронил самого близкого человека. «Умер Пуфель, скоро умру и я». Его жена Алина до сих пор не оправилась от горя. Когда Саша умер, их сыну исполнился всего лишь годик...

— В одном из интервью Татарский признался, что, когда сдавал мультфильм «Падал прошлогодний снег», от волнения находился в предынфарктном состоянии. Вы ведь тоже тогда присутствовали. Расскажите подробнее, как все проходило.

— Это был годовой отчет студии «Мульттелефильм», на которой Саша тогда работал. В Белом зале Союза кинематографистов профессиональные критики, в том числе и я, смотрели картины, выпущенные студией в 1983 году. Фильмы, в основном, были очень плохие. И только две работы меня по-настоящему зацепили. Одной из них был «...Прошлогодний снег» Татарского, которого я тогда еще не знал. Меня в его фильме поразило все: и сумасшедший сценарий, и невероятная режиссерская фантазия, и потрясающая музыка Геннадия Гладкова, которая удивительно точно передавала настроение фильма, а главное, такое свободное обращение с пластилином, которого в советской мультипликации еще не было. После обсуждения Саша подошел ко мне вместе со своим другом и коллегой Игорем Ковалевым. Мы проговорили несколько часов и поняли, что в вопросах анимации мы единомышленники.

А то, что Саша выдерживал бешеные нагрузки на сердце во время съемки своих пластилиновых фильмов, меня, например, ничуть не удивляет. «...Прошлогодний снег» снимали в течение года, ежедневно по 12 часов. Съемочная площадка, на которой Саша потел и таял вместе с пластилином под светом прожекторов, была не больше кухонного стола. Персонажи и все предметы в мультфильме — крохотные и плоские. Это же не объемные пластилиновые куклы, которые можно повернуть, чтобы снять под другим ракурсом. Плоские фигурки приходилось переделывать кадр за кадром.

Кстати, мало кто знает, что «Падал прошлогодний снег» — всего лишь маленький остаток от его большого проекта под названием «Деды разных морозов». Еще в Киеве Саша задумал снять полнометражный анимационный фильм о комических приключениях Деда Мороза, его знакомстве с Санта-Клаусом и прочими «дедушками морозами» из других стран. Это была бы очень яркая клоунада, которую, к сожалению, Татарский так и не реализовал.

— Правда ли, что, когда Александру Михайловичу запретили делать этот мультфильм, он предложил снять анимационное кино о... Ленине?

— О! Это очень в духе Татарского! У него на «Мульттелефильме» была однозначная репутация: за все, что бы он ни делал, получал от начальства по голове! Когда Саша долго и безуспешно пытался протолкнуть сценарий «Прошлогоднего снега», то, в конце концов, заявил в сердцах, что станет снимать мультфильм о Ленине, да еще по мотивам произведений Михаила Зощенко! После такого выпада снимать новогоднюю историю ему разрешили, но к фильму было столько нелепейших претензий от киноруководства, что Татарский багровел от возмущения, когда об этом вспоминал.

— А о чем он рассказывал с удовольствием?

— О родном Киеве и о своем детстве. Об этом Саша мог говорить часами, вдохновенно и увлекательно. Каждый раз, когда мы по каким-то делам приезжали в Киев, он водил меня по своим любимым местам, показывал дореволюционную архитектуру, живописную Владимирскую горку, какие-то немыслимо древние здания и даже уникальные, на его взгляд, подъезды! Через некоторое время мы повторяли тот же маршрут, но рассматривали привычные места уже под другим ракурсом. Это была очень увлекательная игра. Кстати, переехав в Москву, Саша буквально за несколько лет изучил и ее, даже лучше коренных москвичей.

— Почему же он тогда уехал из Киева, если так его любил?

— Он всегда мечтал создать собственную студию, где не будет профнепригодной и амбициозной дирекции и можно творить без оглядки на руководство. Ему нравилось работать на «Киевнаучфильме», ведь там у Саши были замечательные учителя, прежде всего — Давид Черкасский (автор мультфильмов «Остров сокровищ», «Приключения капитана Врунгеля». — Авт.), о котором он всегда рассказывал с трепетом и восторгом. Но из-за конфликтов с руководством ни о каком творческом росте там не могло быть и речи. (В одном из своих интервью Татарский рассказал, что приехал в Москву вместе с Ковалевым поступать на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. У Ковалева документы приняли, и он поступил, а Татарскому руководство Киевской студии не дало направления, и у него даже не взяли документы. — Авт.)

— Родители поддержали его желание уехать в Москву?

— Родители у Саши были замечательными, работали в цирке и часто брали с собой маленького сына. Михаил Семенович, его отец, писал репризы для знаменитого клоунского дуэта Юрий Никулин — Михаил Шуйдин, так что маленький Саша Татарский проводил очень много времени в обществе этих знаменитых артистов и вроде бы даже сам хотел стать клоуном. Но стал аниматором. Ведь мультфильм для него — это та же клоунада.

— Как в его творческой жизни появился пластилин?

— Можно сказать, случайно, в процессе поиска нового материала, который давал бы возможность фантазировать и творить.

У заставки к передаче «Спокойной ночи, малыши!», появившейся в 1981 году, очень интересная история. В конце 90-х Константин Эрнст (генеральный директор Первого российского канала. — Авт.) снял ее с эфира, но за новой заставкой опять обратился к Татарскому. Саша сказал: «Второй раз я такое уже не сделаю» — и отказался. Тогда Эрнст обратился к самому Юрию Норштейну (автор «Ежика в тумане» и «Сказки сказок». — Авт.), который сделал абсолютно новую, шедевральную заставку, но и она просуществовала в эфире всего шесть месяцев. Кстати говоря, Юрий Борисович никак не мог понять, как Татарский создал вращающуюся пластилиновую карусель, игрушки на которой чудесным образом превращались одна в другую. А когда узнал, что Саша честно переделывал кадр за кадром, даже растерялся — это ведь адова работа!

— Говорят, Александр Михайлович был гением розыгрыша...

— Однажды, еще в Киеве, Татарский решил отомстить своей знакомой, которая его отвергла. В морозную январскую ночь вместе с Ковалевым они пришли к дому девушки. По просьбе Татарского худющий Игорь разделся до трусов и майки и, обвязав голову каким-то полотенцем, как это делают при головных болях, стал настойчиво звонить в дверь ее квартиры. Где-то минут через пять на пороге появился заспанный мужчина — отец девушки: «Что вам надо?» — спросил он у Игоря. Тогда дрожащий от холода Ковалев, насупив брови, бросился в словесную атаку: «Что мне надо? Да я ваш сосед снизу, из-за ваших гулянок заснуть не могу! Так у себя гупаете, что мне чуть люстра на голову не упала!» Шутка заключалась в том, что знакомая Татарского жила на первом этаже обычного многоквартирного дома и, конечно же, никаких соседей снизу у нее быть не могло. Но ее отец в замешательстве стал оправдываться, что, мол, шумели не они, а кто-то другой, и даже пригласил «соседа-скандалиста» в дом, чтобы тот убедился... Зайдя в квартиру и увидев Сашину знакомую, Игорь, наконец, признался, что это розыгрыш, а тот, кто его придумал, стоит за окном...

«На праздновании дня рождения Федора Хитрука кто-то увидел, как за окном на воздушных шарах поднимается в воздух игрушечный Винни-Пух!»

— Саша вообще любил разыгрывать тех, кто был ему дорог, — продолжает Анатолий Валентино-вич. — Например, он очень тепло относился к режиссеру мультфильмов о приключениях Винни-Пуха Федору Хитруку, которого считал патриархом советской мультипликации и тонким философом. Первого мая у Федора Савельевича как раз был день рождения. Вместе с Эдиком Назаровым (автор мультфильмов «Жил-был пес» и «Путешествие муравья». — Авт.) и Юрой Норштейном они сидели у него дома и отмечали, как вдруг кто-то из них увидел, как за окном на воздушных шарах в воздух поднимается игрушечный Винни-Пух! Ну точно как в мультфильме! Представьте их удивление, ведь Хитрук жил на четвертом этаже! Именинник вместе с гостями выскочил на балкон, и внизу они увидели светящегося от радости Татарского. Хитрук, который очень любил своего Винни-Пуха, всегда вспоминал этот день рождения со слезами на глазах: «Никогда в жизни я не получал такого подарка!»

— С чего начинались «Колобки», помните?

— С самого начала проект «Следствие ведут Колобки» был обычной кукольной пародией на знаменитый детективный сериал, придуманной Эдуардом Успенским. Потом уже пришла идея сделать их рисованными, и Успенский обратился за этим к Татарскому. Сценарий к продолжению мультфильма тоже написал Эдуард Николаевич, но диалогов, которые потом запомнились зрителям, в его тексте не было. Большинство диалогов и колоритных реплик («Аналогично!», «Нич-ч-чего не понимаю!» и др.) уже потом дописал Саша, взяв из обыденной жизни. К примеру, его дедушка, уже будучи пожилым человеком, купил себе шляпу с широкими полями и заявился в ней пред Сашиной бабушкой. Мудрая женщина, глянув на вызывающий головной убор супруга, произнесла только одну фразу: «Надо привыкнуть!» А Татарский подарил эту фразу Колобку.

— Когда вы в конце 90-х годов уходили из «Пилота», Татарский легко вас отпустил?

— Мы занялись разными проектами: Саша — мультсериалом «Гора самоцветов», а я — «Смешариками», но в тоже время оставались очень близкими по своей сути людьми, поэтому ссориться нам не из-за чего было.

«Местные жители называли дом Татарского «Титаником»

— Говорят, у Александра Михайловича был дом, похожий на корабль.

— В последнее время Саша жил в подмосковной деревне. Его не-достроенный дом расположен на холме, и чтобы его отовсюду было хорошо видно, Саша придумал потрясающее наружное освещение, благодаря которому по вечерам постройка действительно напоми-нала корабль. Местные жители так дом и прозвали — «Титаник». Я же придумал этому жилищу другое название — «Арт-хаус» («дом искусства»). В нем полностью отразилась нестандартность Сашиного мышления. В одной из комнат вместо люстры он повесил огромный красно-синий металлический дирижабль. Полстолетия назад такая игрушка была у многих детей, в том числе и у самого Татарского. В следующей комнате Саша изобразил голубое озеро прямо на потолке и прикрепил к нему настоящую лодку, только вверх дном. Еще одно помещение Саша полностью занял под детскую железную дорогу. «В детстве я мечтал о такой дороге, поэтому решил собрать ее для Илюши», — говорил он, хотя Илье (сын Татарского от второго брака. — Авт.) тогда было всего три года. Но даже когда Илье исполнилось 15 лет, ни дом, ни комната с железной дорогой так и не были достроены...

Дом Татарского — это целый музей, в котором было интересно рассматривать каждую вещицу. Саша очень трепетно относился к своему детству, испытывая какие-то особые чувства к предметам быта 40—50-х годов. Когда он стал строить свой уникальный дом в Подмосковье, коллекция этих вещей стала быстро расти, ведь теперь было где ее хранить!

Он собирал старые советские игрушки, фигурки дедов-морозов, телевизоры, приемники, швейные машинки, да много чего еще, выпущенного именно в эти годы. Некоторые игрушки в его коллекции каким-то чудом сохранили его родители, кое-что приносили друзья. Например, большую коллекцию новогодних игрушек ему подарил известный военный химик Владимир Захаров. По количеству собранных Сашей дедов-морозов его коллекцию тогда называли одной из самых больших в России. И он был по-настоящему счастлив, когда на Новый год выставлял в доме это раритетное стадо. У каждого деда-мороза было свое лицо, свой характер.

Еще он собирал различную раритетную технику (телевизоры, приемники, швейные машинки) и ретроавтомобили. Большие, настоящие! Иномарки его не интересовали. Восторг у него вызывали только отечественные модели, выпущенные в 1950 году — в год его рождения: «Победа-кабриолет», «Волга» со звездой, хорошая шестицилиндровая «эмка» (модель ГАЗ-1173), потрепанный «Москвич»...

— Но машину в дом не поставишь. Где Александр Михайлович их хранил?

— В своем доме Саша даже отопления не успел сделать, но для ретроавтомобилей построил большой гараж, где сам их реставрировал. Ему хотелось, чтобы даже старинная вещь была исправна.

Такое же отношение у Татарского было и к предметам интерьера. Больше всего он любил мебель, сделанную в стиле модерн, популярном в начале прошлого века. Будучи ребенком, он часто встречал этот стиль в домах своих родственников, и, покупая мебель и предметы быта тех лет, Саша снова мистически связывал себя с детством... Большая часть того, чем он пользовался — стулья, столы, буфеты, комоды, этажерки, подставки под цветы и полочки, — была выполнена именно в стиле модерн. Конечно, все это добро нуждалось в ремонте, но мастера-краснодеревщики, которых он разыскивал, работали у него за символическую плату. Ведь это же был «тот самый Татарский»...

← к текущему номеру

Предыдущие номера в полном объеме представлены в архиве.

ЧЕМПИОН МИРА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ БОКСУ СЕРГЕЙ ДЗИНЗИРУК: «Друзья из Украины, приезжая в Германию, первым делом просят провести экскурсию по улице красных фонарей. Если честно, мне уже порядком надоело там ходить»
ЧЕМПИОН МИРА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ БОКСУ СЕРГЕЙ ДЗИНЗИРУК:

«Друзья из Украины, приезжая в Германию, первым делом просят провести экскурсию по улице красных фонарей. Если честно, мне уже порядком надоело там ходить»

 
ЛЮДМИЛА ГУРЧЕНКО: «Три года после разрыва с Кобзоном я не могла себе представить рядом ни одного человека...»
ЛЮДМИЛА ГУРЧЕНКО:

«Три года после разрыва с Кобзоном я не могла себе представить рядом ни одного человека...»

 
РЕЖИССЕР ОКСАНА БАЙРАК: «Я уверена, что придет время — и я рожу дочечку по имени Лиза»
РЕЖИССЕР ОКСАНА БАЙРАК:

«Я уверена, что придет время — и я рожу дочечку по имени Лиза»

 
события недели
16-летний фанат Мадонны пытался убить Гая Ричи
Аферистка, выдававшая себя за дочь Михаила Горбачева, втерлась в доверие к князю Монако
Испания отказала сыну Усамы бен Ладена Омару в предоставлении политического убежища
Немецкий теннисист Борис Беккер расторгнул помолвку со своей невестой, с которой обручился в августе этого года
От владельца «Плейбоя» Хью Хефнера ушли три его «жены»
Сын «Поющего ректора» Михаила Поплавского, пострадавший в Одессе в ДТП, проходит лечебно-реабилитационный курс в Германии
В Польше теперь официально можно обзывать президента Качиньского и его брата утками
В разгар финансового кризиса российский «Газпром» заказал... солярий для лошадей
Украина находится в тройке самых бедных стран Европы
© "События и люди" 2008
Все права на материалы сайта охраняются
в соответствии с законодательством Украины
Условия ограниченного использования материалов