Опасения представителей аукционного дома «Сотбис», что интерес потенциальных покупателей к произведениям искусства может быть снижен из-за мирового финансового кризиса, оказались напрасны. Датированная 1916 годом картина «Супрематическая композиция» художника-авангардиста Казимира Малевича (1878—1935) пошла с молотка в Нью-Йорке за 60 миллионов долларов. Для сравнения: за эти деньги можно купить 180 автомобилей «Роллс-Ройс Фантом», 400 однокомнатных квартир в не самых престижных районах Киева, 20 миллионов бутылок водки.
В торгах принимали участие коллекционеры из России и других стран СНГ. Новый владелец картины, пожелавший сохранить инкогнито, уплатил сумму, которая стала рекордной не только для работ самого Малевича, но и для всех произведений российских художников, когда-либо продававшихся с аукциона. До сих пор наивысшим аукционным достижением для работ Казимира Малевича были 17 миллионов долларов. Рекорд для картин российских художников удерживала проданная в 1990 году за 20 миллионов долларов «Фуга» Василия Кандинского.
В этом году французский миллиардер Бернар Арно продал полотно Малевича за 50 миллионов долларов, но эта сделка была заключена без посредничества аукционных домов. Самой же дорогой картиной в истории на сегодняшний день остается полотно Джексона Поллока «№ 5, 1948», которое два года назад также было продано частным порядком за 140 миллионов долларов.
«Супрематическая композиция» была в числе пяти картин, которые в начале 2008 года музей Амстердама передал наследникам Казимира Малевича. Те утверждали, что музей в 1958 году незаконно приобрел полотна, которые художник в 1927 году оставил на временное хранение в Берлине перед тем, как вернуться в Москву. Когда после 17-летней тяжбы между музеем и наследниками было достигнуто мировое соглашение, правнук художника Евгений Быков и принадлежащая к польской ветви семейства Ивонна Малевич заявили, что судьбу картин теперь будут решать совместно 37 потомков Малевича, живущих по всему миру.
На аукционе в Нью-Йорке был установлен еще один рекорд. Полотно знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка «Вампир» пошло с молотка за 38 миллионов долларов. На картине, датированной 1894 годом (другое ее название «Любовь и боль»), изображена пара влюбленных, заключивших друг друга в объятия. Сам Мунк утверждал, что просто написал женщину, целующую мужчину в шею. Но персонажи производят впечатление жертвы и вампира, пьющего ее кровь. Ожидалось, что цена картины составит 30 миллионов долларов.
Интерес публики вызвала также работа французского импрессиониста Эдгара Дега «Отдыхающая балерина». Ее, правда, удалось продать «всего» за 37 миллионов долларов — на три миллиона дешевле, чем ожидалось. Предыдущий рекорд для полотен Дега принадлежит этой же картине: в 1999 году она была продана с аукциона за 28 миллионов долларов.
Тем не менее торги несколько разочаровали представителей «Сотбис». В общей сложности выручка составила всего 223,8 миллиона долларов, хотя рассчитывали на сумму не менее 338 миллионов. К примеру, картины Амедео Модильяни вовсе не нашли своих покупателей.
Из работ Пабло Пикассо лишь одна пастель — женский портрет — пошла с молотка за 4,3 миллиона долларов. Это почти вдвое дешевле, чем ожидалось. Остальные картины великого испанца вообще были сняты с продажи.
Из досье «СОБЫТИЙ»
Казимир Малевич родился 23 февраля 1878 го-да в Киеве. Его родители по происхождению были поляками. Отец работал управляющим на сахарном заводе знаменитого промышленника и мецената Терещенко. Начальное художественное образование Казимир — старший из девятерых детей Малевичей — получил в Киевской художественной школе Мурашко.
Один из основателей абстрактного искусства, Казимир Малевич является «отцом» супрематизма, выражаемого в сочетании простых геометрических фигур — цветных или черно-белых, организованных «по законам внутренней гармонии». Самая известная его карти-
на — «Черный квадрат» — давно уже превратилась в предмет настоящего культа. По утверждению Казимира Малевича, «Квадрат» занимал центральное место в его творчестве. «Я долгое время не мог ни есть, ни спать. И сам не понимал, что такое сделал», — говорил он.