Многие знают Ивана Плачкова как дважды министра топлива и энергетики, человека, десять лет возглавлявшего «Киевэнерго», а сейчас на посту заместителя руководителя Государственного управления делами курирующего реконструкцию «Мистецького арсенала». Но с недавних пор Иван Васильевич еще и воплощает в жизнь свою мечту — возродить славу украинских виноделов, вина которых ценили во многих странах Европы и даже во Франции, славящейся превосходным собственным вином.
Винная империя Плачкова расположена на его родине — в селе Криничное Болградского района Одесской области. Там у него 20 гектаров виноградников и суперсовременный винный завод. Над винами колдуют местные мастера винных дел и энолог (винодел. — Авт.), приезжающий из Франции с супругой. Как рассказал Иван Васильевич, он попросил французского друга показать «вино Плачкова» самым-самым экспертам в Бордо. Друг просьбу выполнил и передал вердикт французских специалистов: «Скажите Плачкову, что он — обманщик. На бутылки с вином из Бордо наклеивает этикетки с портретом своего прадеда и выдает за свое».
Пока вино Плачкова можно купить только в столичном магазине Good Wine. Там продаются известные вина со всего мира. А украинский винпром представлен продукцией завода села Криничное. Еще «Колонист» есть в Одессе, в знаменитом центре «Сады победы», а также в некоторых ресторанах Киева и Одессы. Иван Васильевич уверяет, что его авторитет как чиновника здесь ни при чем. «Просто вино у нас исключительное: высококачественное, натуральное, живое. Честное вино», — говорит Плачков.
«Шабо основали французы из Швейцарии, приехавшие специально для того, чтобы заниматься виноделием»
— Вас уже угостили моим вином? — сразу после приветствия поинтересовался Иван Васильевич, с которым в выходной день мы встретились в офисе «Мистецького арсенала».
— Да, спасибо. Попробовала белое сухое. Кстати, почему у вашей торговой марки именно такое название — «Колонист»?
— Это долгая, но очень интересная история. Я родился на юге Одесщины, в селе Криничное, которому скоро будет 200 лет! Но оно известно не только этим. Криничное — самое большое болгарское село в Украине. А вообще, на юге Одесской области проживает наиболее многочисленная диаспора болгар.
— И как они туда попали?
— О-о-о! В древние времена Бессарабия была стратегической землей для всего мира: ведь на ее территории пересекались практически все торговые пути Азии и Европы, а также расположено устье двух рек — Днестра и Дуная. По земле нынешней Бессарабии проходила граница Римской империи. Дальше римляне не шли.
— Почему?
— Они считали, что, если на земле не растут виноград и оливки, там жить нельзя. Поэтому римляне завоевывали южную часть Бессарабии. А в VII веке, когда распалась Великая Болгария хана Кубрата, его сын Аспарух увел болгар на Дунай, основав Дунайскую Болгарию. Затем Аспарух объединился со славянскими племенами, победил Византию, которая признала Дунайскую Болгарию. Кстати, Болгария — это, пожалуй, единственное государство в мире, сохранившее свое древнее название. То есть болгары были на землях Бессарабии издревле.
Менялись цари, правители. Потом территорию захватили турки. А когда в начале XIX века русская армия их оттеснила, юг нынешней Одесской области начали заселять поселенцы. Вот Шабо, например, основано французами из Швейцарии. Они приехали в Шабо специально для того, чтобы заниматься виноделием. В Бессарабии было много греческих, немецких и других поселений. Сейчас там проживают представители 133 национальностей! В том числе и болгары, которые спасались на юге от Османской империи, заставлявшей их принимать ислам. Спасали свою веру, культуру, язык.
Почему «Колонист»? Потому что поселения немцев, французов, болгар были по сути колониями. Поселенцы жили как свободные граждане, в то время как Россия была крепостная. А что такое «свободные граждане»? Они получили землю, их освободили от налогов, дали кредиты для развития хозяйства.
— Неплохой статус. Интересно, за что им такие блага были дарованы?
— В начале XIX века наместником царя в Бессарабии был генерал Иван Никитич Инзов. Герой Отечественной войны 1812 года. Когда Александр Пушкин из одесской ссылки переехал в Кишинев, то его опекуном был именно Иван Никитич. К тому же генерал Инзов — это внебрачный сын царя Павла I, то есть сводный брат императоров Александра I и Николая I. Отец-то у них был один! Ивана же воспитывали в семье князя Трубецкого, поэтому и фамилию такую дали — Инзов: «иначе зовут». В Петербурге оставить его не могли, так он стал председателем Попечительного комитета об иностранных поселенцах южного края России, наместником Бессарабии, генерал-губернатором Новороссийского края, основателем Болграда. Он воевал за эту землю, управлял ею, обустраивал, сроднился с ней. И когда генерал Инзов попросил царя дать болгарам статус колонистов, естественно, российский император Александр I сводному брату не отказал.
Смерть генерала стала настоящей трагедией для болгар. Инзова похоронили в Одессе, но боготворившие его болгары попросили у Николая I разрешения перезахоронить генерала в Болграде. Царь не возражал. И болгары 250 километров (расстояние от Одессы до Болграда) несли его гроб на плечах. Несли через каждое село. Так прощались с генералом, отдавали дань уважения и любви. А последние четыре километра до Болграда гроб с телом Инзова на плечах болгары пронесли на коленях. При погребении один из болградцев сказал: «Нет на земле такого болгарина, который бы сделал столько добра своим соплеменникам, сколько сделал для нас русский бай Иван Инзов». До сих пор в Болграде стоит усыпальница генерала.
Болгары понимали, что им дал генерал Инзов: свободу, землю, возможность учить детей, заниматься сельским хозяйством... Более того, когда в конце XIX века после победы России в Российско-турецкой войне была создана Болгария, то молодому государству для обустройства понадобились образованные болгары. Тогда их было мало, ведь народ долгое время находился под турецким игом. Решила проблему гимназия в Болграде, которую открыли при содействии генерала Инзова. Она стала первым учебным заведением, преподавание в котором велось на болгарском языке. Выпускники гимназии учились в университетах в Одессе, Киеве, Санкт-Петербурге, в высших учебных заведениях Франции, Германии, Румынии и других стран. А затем строили болгарское государство!.. Родом из нашего села, например, первый ректор Софийского университета. В соседней деревне родился первый президент Академии наук Болгарии. Несколько будущих болгарских премьер-министров закончили гимназию в Болграде! Вот почему болгары до сих пор чтят память Инзова. А мы с женой в память о том времени нашу торговую марку назвали «Колонист».
«Для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний лучшего средства, чем вино, нет»
— Иван Васильевич, давно вы увлеклись историей?
— А я с детства любознательный был.
— В школе какой предмет любили больше всего?
— Их много: история, физика, математика. Все. Разве что химия не очень давалась. А остальные...
— Теперь приходится наверстывать? Ведь в виноделии без знания химии не обойтись...
— Нет, виноделие — это философия, а не химия. Потому что вино — это такой... А вы попробовали глинтвейн?
— Чуть-чуть пригубила...
— Вино — это целый мир. К нему нельзя относиться как к продукту химических реакций. Гениальнее напитка человечество не придумало. Вино сопровождает человека десять тысяч лет.
— И в чем его гениальность?
— Сейчас объясню. Виноград — растение с большим потенциалом выживания. Его корни уходят в землю глубоко, на 40—50 метров, и выбирают из нее все полезные элементы. Как вы думаете, зачем? А затем, чтобы дать наилучшие плоды, дать им силу всего, что есть в земле. И энергию солнца тоже. Вот в винограде находится все, что есть практически во всем растущем. В том числе все аминокислоты и минеральные вещества. Из вишен можно сделать только вишневое вино, из слив — только сливовое. А в винограде есть все. И виноградное вино в зависимости от температуры, своего возраста и даже настроения может дарить ароматы вишни, сливы, розы, шоколада, полевых трав...
Чтобы понять многообразие и глубину этого изобретения человечества, вспомните детский калейдоскоп: когда его крутишь, множество разных стеклышек складываются в неповторимые узоры. Так и вино. Это уникальный напиток, который впитал в себя все, что есть в природе, все, что сопровождает человека. Недаром же Иисус Христос сказал: «Вино — это кровь моя, а хлеб — тело»! Два гениальных продукта.
Но, к сожалению, мы мало задумываемся над тем, почему отдана такая честь вину. А вот в средиземноморских странах его чтили по достоинству. Ведь вино было локомотивом развития государств этого региона.
— Вы намекаете на отсутствие у нас культуры винопития?
— Да, мы ее не выработали. А вино между тем дает силы, располагает к позитиву, к общению, к любви, к красоте. Вот сравните, что происходит после того, как человек выпил водки? Как правило, он становится агрессивным. А когда выпил вина — это беседа, философствование, мечтания!.. Выпил художник или скульптор вина, посмотрел на прошедшую мимо него женщину — и увидел в рядом лежащем камне ее черты. Скульптор округлил формы этого камня и сотворил красоту.
— Как органично получается, вы не находите, Иван Васильевич? Говорили о вине и тут же вспомнили о женщинах...
— У всего живого работают два основных инстинкта. Первый — выжить. Второй — размножаться. Посмотрите на растения: чтобы выжить, трава асфальт пробивает и устремляется к солнцу. У винограда очень большие способности к выживанию и размножению. Лоза может расти в самых тяжелых условиях, потому что ее корни уходят в землю до 50 метров и вытягивают из глубины массу микроэлементов и аминокислот. Вот почему по своей защитной силе вино можно сравнить только с молоком матери.
— То есть красота функциональна?
— Сто процентов. Вспомните, как Ефремов в романе «Лезвие бритвы» описывал критерии красивой женщины? Это длинные ноги. А почему мы считаем их составляющей женской красоты? Потому что длинноногая женщина быстрее убегала от врага. Широкий таз способствует облегчению процесса рождения ребенка. Большая грудь позволяет выкормить малыша. Глаза большие — для максимального обзора местности. То есть женщина заранее может предотвратить надвигающуюся опасность. Длинные волосы — тепло. Так что наш идеал красоты веками вырабатывался с точки зрения функциональности. И сейчас мы, не задумываясь об этом, говорим, что высокая, фигуристая женщина красива.
Точно так же и вкусовые качества, аромат вина. Если оно вкусно, значит, оно функционально и полезно. И человеческий организм просит еще и еще раз повторить то, что ему полезно.
— Может, все же «что занадто, то не здраво»?
— До христианства 80 процентов медицинских снадобий готовились на основе вина. Это и сейчас самый хороший антисептик. Вином даже раны обрабатывают. Говорят, что древние греки разбавляли воду вином. Зачем? Дело в том, что воду хранили в кувшинах и, чтобы в жару там не размножались бактерии, добавляли вино. То есть дезинфицировали воду.
А вы не задумывались, почему в средиземноморских странах, например, испанцы, французы, итальянцы, рыбу и мясо запивают вином? Разве они не могут, как и мы, пиво варить? Могут, но к обеду подают вино.
Для наглядности проведите такой простой эксперимент: возьмите два бокала, один с вином, а другой наполните водой. В оба капните десять капель подсолнечного масла. Оставьте на солнце. Что произойдет? Вода испарится, и масло останется на дне, а в бокале с вином масла не будет. Оно растворится. Подобные процессы происходят и у нас в желудке. Надеюсь, не нужно объяснять, что лучшего средства для профилактики сердечно-сосудистых недугов, чем вино, нет. Вот в чем еще его функциональность. Правда, надо пить живое, честное вино и не в очень больших количествах.
«В наших краях в 30-х годах XIX века делали вина, которые продавали в Европе»
— И где же сейчас такое вино найти?
— Наши виноградники в Криничном находятся на берегу самого крупного в Европе пресного озера Ялпух. Летом водная гладь притягивает солнечные лучи, и виноград вволю напитывается энергией. Посмотрите на фотографию, какая потрясающая лоза...
— А почему так мало гроздей винограда?
— И вы туда же? Я вот со своими односельчанами борюсь, уговаривая их срезать гроздья и оставлять на лозе минимум две-три гронки — чтобы они впитывали в себя всю силу земли и энергию солнца.
— Кусты роз возле каждой лозы — это для красоты или аромата?
— Вот еще один пример того, что красота функциональна. Дело в том, что розы на две недели раньше, чем виноградная лоза, реагируют на болезни. Обнаружив приболевший розовый куст, мы лечим цветок и проводим профилактику виноградной лозе. К счастью, розы у нас не болеют, поэтому просто дарят нам свою красоту.
А вот посмотрите на снимок — мои односельчане во время сбора винограда. Какие у них добрые, светлые лица! Какое настроение, в глазах любовь! Это все передается винограду, передается вину.
Так выращивали и собирали виноград веками, ничего не изменилось, кроме того, что у нас в Криничном стоит самое современное оборудование по переработке винограда. В год мы производим не более 120 тысяч бутылок вина. Но зато какого! Мы фильтруем вино только через муку морской ракушки. Никаких реагентов и химии, использующихся на крупных заводах.
— Почему?
— Потому что вино должно быть живым, это ведь живая субстанция! А химия его убивает! Посмотрите на эти красавицы бочки для хранения вина. Мы их используем только один раз! Ведь они деревянные, и со временем в дереве появляются микроорганизмы, которые могут испортить вино. А если бороться с микробами, то от химии опять же может пострадать напиток.
— Такие сложности. Зачем?
— Хотим показать, что в Украине мы можем делать вино, которым можно гордиться. Ведь в наших краях в 30-х годах XIX века производили вина, продававшиеся во многих странах Европы, в том числе в Дании, Голландии, Швеции, Германии... Так что возрождаем сегодня культуру виноградарства и виноделия, уничтоженную советской потогонной системой. Привлекли для этого французских специалистов из Бордо, которые консультируют наших виноделов, рассказывая им о последних тенденциях в этой области.
— А что, только во Франции есть винных дел мастера?
— Дело в том, что село Криничное находится на одной широте с Бордо, французским городом, славящимся своими традициями и успехами в области виноделия. Символично, не правда ли?
«Отец был знаменитым на весь район трактористом, а дед — буржуазным националистом»
— Иван Васильевич, ваши родители тоже были виноделами?
— Нет, отец был знаменитым на весь район трактористом, у него были грамоты ВДНХ, ордена и медали. А дед — буржуазным националистом. Он плохо относился к советской власти. Как известно, в Бессарабию советская власть пришла в 1940 году, а отец родился в 30-м. После войны стал, как и многие в то время, эдаким «сталинским соколом». Но с дедом у них никогда конфликтов не было по этому поводу. Так было заведено, что младший старшему не указ.
Ну а я с детства то возле папы крутился, то с дедом просиживал. Дед рассказывал, как плоха советская власть. А когда отец меня учил разбираться в технике, то по ходу дела я слушал, что нам с властью повезло. Вот такое интересное воспитание у меня было.
Мама в колхозе работала. Труд у нее был адский! Летом жара 40 градусов. И надо поле (длиной не менее километра) кукурузы или подсолнечника прополоть, а вода только на одном краю поля... Бывало, на прополке приходилось работать и мне. Но мама, а также другие женщины из колхозного звена, жалея меня, ребенка, обязательно помогали, просапывая и мои, и свои ряды. Изнурительная была работа. Поэтому я иногда очень хорошо дедушку понимал (смеется).
— Как вы выбирали, кому верить?
— А я верил и деду, и папе. Со временем у меня выработался такой подход: все подвергай сомнению.
— В результате сейчас Иван Васильевич Плачков в душе, наверное, коммунист, на работе — успешный, по советским меркам, руководитель, а дома — талантливый капиталист?
— Смотря что вкладывать в эти слова. Вспоминая свою маму и тех женщин из колхозного звена (и не только в нашем селе), я — за социальную справедливость. Потому что колхозу они отдали 40 лет своей жизни, получали на руки 60 рублей, а зарабатывали — 200. При этом им говорили: «Остальные 140 — в фонд общественного распределения. Будете бесплатно отдыхать, лечиться, детей учить, дадим вам дешевый газ, электроэнергию, транспорт!..» Они верили и работали. Причем умудрялись еще и дома выращивать овощи, продавали их на рынках и на сберкнижку откладывали по копейке. А потом в один прекрасный момент у них все забрали, на книжке деньги пропали. Говорят: «Живите при рыночной экономике! За газ платите по мировым ценам, за электроэнергию — тоже, за транспорт надо платить, медицинское обслуживание...» Женщины: «Подождите, мы ж 40 лет проработали! На заработанные нами деньги были построены «Криворожсталь», атомные станции, газопроводы, облэнерго! Почему их продали кому-то за гроши? И новые владельцы теперь рассказывают про мировые цены?..» Вот почему я противник быстрых приватизаций и перераспределения собственности, особенно в стратегических отраслях. Нечестно это, не по-человечески! Если вам кажется, что это коммунистические взгляды...
...Не могу я выдерживать взгляды тех женщин, которые работали вместе с моей мамой на поле, заботились обо мне, помогали, а сейчас у них нет денег даже на лекарства. Поэтому и стараюсь вернуть селу то, что сегодня могу.
В советское время у нас в селе, в котором проживало от четырех до пяти тысяч человек, было пять библиотек: школьная, сельская и три детские! В центре села одна и две на окраинах, чтобы детям, особенно зимой, недалеко было ходить. В школе было четыре оркестра: народный, духовой, эстрадный и струнный. А сейчас нет! Были поликлиника, больница, роддом. Все закрыли!
Поэтому мы восстановили поликлинику, открыли в Криничном дом престарелых. Возрождаем культурные традиции, обновили книжный фонд школьной библиотеки. Это к каким моим качествам отнести — капиталиста или советского руководителя?
«У меня жена — фантастическая!»
— Иван Васильевич, когда вам было труднее всего?
— Жизнь ведь она такая... Она не состоит из сплошных радостей. А вообще, я счастливый человек. У меня все замечательно. Вот сын Григорий недавно женился. Теперь у нас есть замечательная невестка Маша. Два месяца назад они нам с супругой внука подарили. Назвали Иваном. А кажется, что совсем недавно мы со Светой поженились и переехали в Киев к ее родителям...
Кстати, у меня жена — фантастическая! Мы вместе учились в Одесском политехе, у нее специальность — «эксплуатация атомных станций, ядерных установок». А потом Светлана закончила юридический факультет Киевского университета и уже много лет работает в парламенте. Правда, был перерыв в ее работе в Верховной Раде. Когда меня назначили губернатором Одесской области, Светлана приехала ко мне и занималась в Одессе детьми: беспризорными, туберкулезными больными, заключенными.
— Фантастическая женщина — это какая?
— Светлана принимала участие в разработке очень многих важных законов, касающихся энергетики, евроинтеграции. Кстати, идея освещения памятника святому Владимиру в Киеве принадлежит моей Светлане! Она очень любит Булгакова. В романе «Белая гвардия» есть фраза: «И парил святой Владимир над Днепром со светящимся крестом». Света мне говорит: «Так крест светился же!» Я в то время руководил «Киевэнерго». Поехал, посмотрел, а на памятнике остатки лампочек, провода... То есть лампы на кресте еще до революции были! Я решил возродить светящийся крест. Для этого купили соответствующее оборудование, а провод использовали тот же, дореволюционный. Он внутри памятника проходил.
...А фантастичность Светланы Григорьевны в том, что этот человек совершенен во всем: в мировоззрении, в отношениях, в мудрости... Вы видели на снимке ее потрясающие глаза? Она очень образованный человек, знает английский, немецкий, сейчас французский учит... Ну, фантастическая! Словами невозможно описать...
— Стихи писать не пробовали?
— Нет. У нас такая система взаимоотношений, что мы... без лишних слов понимаем друг друга. Все должно быть настоящее, всамделишное.
...Моя Света — очень мудрый человек, она всегда говорит: «Бога надо благодарить за то, что у нас есть, и трижды благодарить за то, чего у нас нет». И нельзя у Бога просить... справедливого отношения к себе. Только милосердия. Представляете, если Всевышний начнет справедливо относиться к нам, к нашим деяниям? То есть так, как мы того заслуживаем?!
— У вас особое отношение к женщинам. Так и хочется спросить, где вы выросли?
— Наше село единственное, наверное, где сохранился культ женщины: она — богиня и рабыня одновременно.
— И какие же проявления культа?
— Знаете, как обращаются к девочке, женщине? «Арий». Так представители многих древних культур обращались к Великой матери-прародительнице. Наверное, генетически это передалось нам.
— Почему же она «рабыня одновременно»?
— Потому что так женщина демонстрировала свою мудрость. Например, когда мой отец после работы приходил домой с друзьями, моя гениальная мама сразу превращалась в рабыню. Она подчеркивала это и всячески демонстрировала, что отец — великий, могучий, мудрый, сильный, самый-самый...
В чем смысл этого? Мама возвеличивала отца в глазах его друзей, показывала, что он ее защитник, хозяин дома. И папа был горд. Только гости уходили, мама превращалась в богиню! Она — хозяйка: все решения принимала, все деньги ей отдавали. Это был такой культ...
— А у вас в семье как?
— Почти так же! Светлана приняла наши традиции, систему взаимоотношений. Она — хранительница очага..