Первый полет на воздушном шаре был осуществлен ровно 225 лет назад. На поляне возле Версальского дворца собралась вся знать Франции во главе с королем Луи XVI. Еще бы! Несколько последних месяцев в королевстве только и говорили об изобретении владельцев обойной фабрики братьев Монгольфье — летающем шаре, в котором они намеревались подняться в небо. В газетах развернулась целая дискуссия. Одни утверждали, что, как только человек оторвется от земли, тут же умрет от разрыва сердца. Другие пугали смельчаков неизбежной Божьей карой. Поэтому первыми пассажирами воздушного шара стали... баран, петух и утка. Пролетев четыре километра, животные благополучно опустились на землю. Король был в восторге, однако лететь изобретателям строго-настрого запретил. И предложил подвергнуть риску... преступников, приговоренных к смертной казни. В награду даже обещал их помиловать. Но подданные короля возмутились: слыхано ли, чтобы историческая веха в жизни королевства связывалась с именами убийц? Спустя пару месяцев в небо на столь необычном средстве передвижения поднялись французский физик Жан Франсуа Пилатр де Розье и маркиз Франсуа де Арланд. Первых испытателей в Париже приветствовали как национальных героев!
Спустя некоторое время полеты на воздушных шарах стали популярны у европейской буржуазии, а в начале XIX века и в России, в том числе в Киеве. Например, одним из членов Киевского воздухоплавательного общества был знаменитый архитектор Владислав Городецкий, построивший легендарный Дом с химерами. Он несколько раз поднимался в небо на воздушном шаре.
Сейчас полеты на воздушных шарах у богатых соотечественников опять в моде. А на днях в Белой Церкви под Киевом прошел международный фестиваль воздушных шаров «Монгольфьерия», участниками которого стали аэронавты Украины, России и Грузии. В небо было запущено 15 гигантских тепловых аэростатов.
«В корзине — стол, сервированный на восемь человек. Во время путешествия официантки подают изысканные кушанья и вина»
— Полет на воздушном шаре над Киевом стоит 1200 евро, — рассказывает директор авиакомпании «Киевское воздухоплавательное общество» Сергей Скалько, один из организаторов фестиваля воздушных шаров. — Если летательный аппарат стилизован под определенную историческую эпоху и к нему подаются лошади или лимузин, то, разумеется, еще дороже. Есть и такие клиенты, которые не желают довольствоваться арендой аэростата, а предпочитают иметь собственный.
— И сколько же стоит воздушный шар?
— Самый простой — порядка 40—50 тысяч евро. А если это новейшая разработка, то несколько миллионов долларов. Например, одна из последних моделей стоит порядка 3 миллионов долларов. На этом воздушном шаре можно облететь практически весь земной шар! По техническим параметрам он сравним с космическим кораблем. Он может находиться в полете четверо суток! Большой популярностью у миллионеров также пользуются дизайнерские шары. К примеру, невероятно красив аппарат французского производства, декорированный белой кожей. Обычно он летает над столицами мира. В корзине — стол, сервированный на восемь человек. Во время путешествия официантки подают клиентам самые изысканные кушанья и вина. Прогулка обойдется примерно в 50 тысяч евро.
— Полет на таком можно заказать и в Киеве?
— Без проблем.
— Среди ваших клиентов есть знаменитости?
— Большинство наших клиентов — бизнесмены, владельцы крупных компаний и корпораций.
— Какие самые необычные шары заказывают миллионеры?
— В виде роскошных замков, автомобилей в натуральную величину, слонов, страусов, солнца... В Швейцарии и США, кстати, ежегодно проходят шоу таких «спецформ». Около тысячи оригиналь-ных шаров одновременно поднимается в небо — зрелище потрясающее! К слову, один из самых необычных воздушных шаров был сконструирован в виде газеты с полноцветной печатью. Огромные заголовки можно было прочитать с земли. Так рекламировало свой выход на рынок новое европейское издание.
«Бывает, влюбленный делает в полете своей избраннице предложение. За много лет работы не припомню ни одного случая отказа»
— Слышала, что у богемы сейчас весьма популярно дарить друг другу на дни рождения полет на воздушном шаре...
— Так и есть. Очень забавно, когда виновника торжества привозят с повязкой на глазах на лимузине, помещают в корзину и открывают глаза за несколько секунд до взлета. Это такой экстрим! А иногда повязку снимают, когда шар уже оторвался от земли! Но розыгрыш не для слабонервных. (Улыбается.) Кстати, подобные подарки чаще всего преподносят не парни девушкам, как многие почему-то думают, а девушки — парням. Нередко в воздушных шарах молодые люди назначают... романтические свидания. Бывает, влюбленный делает в полете своей избраннице предложение, дарит ей обручальное колечко. К слову, за много лет работы не припомню ни одного случая отказа!
— Мне рассказывали, что существует какая-то красивая традиция посвящения в дворянство после приземления...
— Да, новичку, который впервые поднялся в небо на воздушном шаре, мы жалуем «дворянский титул» и право владения землями, над которыми он пролетал, на высоте... одного метра. В шутку, конечно. А вообще, эта традиция родом из Парижа. Во времена Луи XVI, согласно его указу, летать могли только титулованные особы.
— В полетах случаются экстремальные ситуации?
— Они практически исключены, ведь рядом с пассажиром находится опытный инструктор. Бывает, что клиенты сами просят, чтобы полет был с экстримом. Можем организовать и такие. Например, с приземлением в... озеро. Иногда так разыгрывают друзей и близких. Как это выглядит? Летит шар. И вдруг над водной гладью начинает... снижаться. Пассажиры кричат: «А-а-а-а!» Корзина касается глади, и ноги уже по колено в воде. Но вдруг шар резко взмывает вверх, и из корзины, словно из водопада, выливается вся вода. Обычно путешественники не могут скрыть своего восторга.
Очень красив полет на воздушном шаре... под мостом. Его мы осуществляем в городе Каменец-Подольском. Таких пируэтов на воздушных шарах не делают ни в одной стране мира! Потом пролетаем над крепостью. Все это особенно эффектно в ночное время.
— Владельцы воздушных шаров проходят у вас какие-то обучающие курсы, получают сертификаты об их окончании?
— Чтобы управлять шаром, нужно учиться не один год, пройти серьезную медкомиссию, налетать определенное количество часов... Как правило, владельцы аэростатов этим не заморачиваются. Точно так, как и те, кто покупает личный вертолет. У таких людей есть водители. Они же занимаются и техобслуживанием аппаратов. Хотя бывают среди владельцев желающие самостоятельно управлять воздушным шаром, но таких единицы.
«Последний писк моды — воздушные экскурсии над африканской саванной. В корзине шара, как в автобусе, размещаются 20—25 туристов»
— Курьезы случаются?
— Конечно. Вот один из них, который произошел с моим другом в Англии. В этой стране есть такое правило: если воздушный шар садится на чьи-то земельные владения, то пилот обязан вручить хозяину надела... бутылку виски! И вот Сергей — владелец российской транснациональной корпорации — приземляется на одном из таких участков. Появляется хозяин земли. Они знакомятся, Сергей достает бутылку русской водки, банку икры черной, банку икры красной, коробку конфет, рассказывает, что он из России, участвовал во многих международных соревнованиях и что он очень рад познакомиться... Тот внимательно слушал, они выпили, закусили, а когда уже собрались расходиться, фермер вдруг спрашивает: «А где моя бутылка виски?»
— Ну дает!
— Вот еще одна забавная история. Как-то пилот попал в штиль. Завис недалеко от железной дороги. И думает: надо бы ближе к путям продвинуться, проедет поезд — будет хоть какой-то поток воздуха... И так висит себе погруженный в мысли минут 20—30. Тут едет местный житель на велосипеде. Смотрит — воздушный шар висит, а в нем человек. «Мужик, ты что тут делаешь?» — с недоумением спрашивает местный. «Не поверишь, поезда жду!» — отвечает пилот. Почти как в анекдоте.
— Есть ли какие-то ограничения для полетов? По возрасту, состоянию здоровья?
— Детей до шести лет брать не рекомендуем: ребенок с неокрепшей психикой может испугаться. Больше никаких ограничений нет. Некоторые пассажиры иногда берут в полет домашних любимцев — собачек, кошечек... Женщинам не советуем надевать обувь на шпильках: в ней будет дискомфортно при посадке.
— А что, если шар попадает в бурю, в грозу?
— Это исключено. Мы внимательно следим за метеопрогнозами, и, если погода ожидается неблагоприятная, вылеты отменяются.
— Какие самые популярные маршруты для путешествующих на воздушных шарах?
— Последняя мода — воздушные экскурсии над африканской саванной. В корзине шара размещаются 20—25 туристов. Они рассаживаются, как в автобусе. Пилот обязательно берет с собой помощника, на всякий случай. Группа летит над саванной и наблюдает, как, например, в высокой траве пасутся зебры, объедают листья с деревьев слоны и жирафы, высматривают добычу львы...
— Сегодня даже автомобили декорируют золотом и бриллиантами. Воздушные шары тоже?
— Пока я о таком не слышал. А вот корзина воздушного шара с дном из прозрачного стекла — это реальность. Такой шар очень дорогой, конечно. Используется специальное оргстекло, которое не бьется. В полете вы видите абсолютно все, что находится под вами. Зрелище просто фантастическое!