Два последних осенних дня на сцене Национальной оперы Украины шла премьера спектакля известного украинского режиссера Андрея Жолдака «Ленин love. Сталин love». История, описанная в романе Василия Барки «Желтый князь» и поставленная скандальным режиссером, заняла ровно три часа.
На постановку спектакля ушло три месяца. Жолдак работал в Черкассах с актерами Областного музыкально-драматического театра. Декорации создавала болгарская художница Тита Димова.
Репетиция накануне премьеры длилась до пяти утра. Актеры были на пределе, Андрей Жолдак выглядел вполне довольным. Его давняя мечта о большой постановке на родине таки сбылась. Правда, не в полном объеме: желание работать в Национальном театре имени Ивана Франко пока остается нереализованным...
— Довольно оригинальное название спектакля — «Ленин love. Сталин love».
— Изначально название было гораздо длиннее. Но меня постоянно «кастрируют». Сначала было «Ленин love. Сталин love. Раша love». Потом концовку поменяли на «Москау love». В итоге остановились на урезанном варианте. Вообще, идея пришла мне в голову еще в Берлине, где в одном из ведущих театров была постановка по пьесе Эдуарда Лимонова, называвшаяся «Fuck America». И там спокойно отреагировали на это название. Представляете, что было бы, если бы я решил назвать спектакль «Fuck Russia»? Одна из моих любимых сцен в спектакле — когда в финале девочка выкалывает глаза и разбивает носы Ленину и Сталину.
— Спектакль не столь экстремальный, как ваши предыдущие работы.
— Я специально отошел от скандальности и эпатажа в данной постановке. Кто хочет увидеть все это, приходите на мой спектакль «Войцек», который ставился практически параллельно с «Ленин love...». Я просто понял, что каждый честный художник, родившийся на определенной территории, должен искренне защищать свой народ. Это вопрос не политический и не социальный, а художественный. Проект «Ленин love...» — не массовый продукт, а мое личное восприятие страшной трагедии целого народа. Я рассказал историю о том, как люди уничтожают людей. Историю, от которой стынет кровь...
Еще никогда в украинском театре не звучали такие тексты, как в этом спектакле. Я призываю всех честных политиков, бизнесменов, людей искусства поставить перед обществом вопрос о запрете Коммунистической партии в Украине. Более того, провести суд над этой партией за все ее деяния.
— Насколько я знаю, спектакль о Голодоморе изначально планировалось ставить в Национальном драматическом театре имени Ивана Франко.
— Да, но Богдан Ступка сделал все возможное, чтобы я там не появился. Хотя актеры — Бенюк, Хостикоев, Сумская — очень ждали, что я таки приду в театр. Увы, наша культура пока находится в условиях тотального страха. Но надо честно признать: Богдан Ступка как менеджер недееспособен! Он блестящий актер, я не умаляю этих его заслуг. Но шесть лет руководить Театром имени Франко и не сделать ни одной заметной постановки... Этот театр не знают в Европе!
— Правда, что вам предложили возглавить один из больших театров столицы?
— Хотелось бы, чтобы это было правдой. Я действительно буду встречаться с первыми лицами государства и скажу, что такой специалист, как я, должен иметь в родном Киеве большой театральный дом, открытый для молодых талантливых режиссеров. Сегодня я готов возглавить любой большой театр в Киеве (не в Одессе или Харькове) и через два года сделать его ведущим европейским театром. А если у меня не получится — тут же уйду в отставку...