Леонид Квинихидзе по праву считается классиком музыкального комедийного кино. Его картины «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Артистка из Грибова»
навсегда вошли в золотой фонд советского киноискусства. Но начинал мэтр как автор драматических фильмов. Широкую известность ему принесла экранизация романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» с блистательным Олегом Борисовым в главной роли. Картина вышла на экраны ровно 35 лет назад.
К сожалению, в 1994 году гениальный актер умер — у него был лимфолейкоз. Об Олеге Борисове известно не так много. Может быть, потому, что мало кто знал, каким он был на самом деле. Борисов был довольно скрытным, хотя и очень добрым человеком. Леонид Квинихидзе с удовольствием согласился рассказать «СОБЫТИЯМ» об Олеге Ивановиче.
«Когда у моей беременной жены начались схватки, Борисов находился рядом с ней»
— Леонид Александрович, в 1973 году на экраны вышла ваша лента «Крах инженера Гарина». Говорят, вы считаете эту картину особенной в своем творчестве...
— Для меня она действительно примечательна. Во-первых, я впервые экранизировал классику, а это всегда очень ответственно. Изначально фильм должен был называться «Преступления П. П. Гарина», но ленту принимало Гостелерадио, и мне настоятельно порекомендовали сделать поправку. Рецензию на картину будет писать газета «Правда», поэтому слово «преступление» из названия картины необходимо убрать. Таким образом, Гостелерадио в лице заместителя директора Стеллы Ждановой изменило название фильма на «Крах инженера Гарина». Я поначалу возражал: «Если сделать так, как вы говорите, то и ленту показывать не нужно, зрителю все сразу становится понятно. Слово «крах» убивает интригу». Но Жданова не пошла на уступки, и мне пришлось подчиниться. Замечу, что картина была достаточно спокойно принята государством.
Олега Борисова, сыгравшего в фильме главную роль, я впервые увидел в фильме «Балтийское небо» (вышел на экраны в 1961 г. — Авт.). Как он играл! Недаром его считали мастером перевоплощения. Причем не только в кино. С 1964 по 1983 годы Олег являлся ведущим актером Ленинградского Большого драматического театра (до БДТ Борисов с 1951 года работал в Киевском Театре русской драмы имени Леси Украинки. — Авт.). А это было ой как сложно, ведь Борисов не был уроженцем Питера. Я часто ходил в театр смотреть на него, потому что был поражен уровнем его исполнительского мастерства. И когда затеял съемки «Краха инженера Гарина», то на главную роль больше всего хотел Борисова. К счастью, он согласился. Кроме него, на эту роль претендовали Регимантас Адомайтис и Анатолий Ромашин. Но духовная глубина и актерский гений Олега были настолько огромными, что все стало понятно, едва он приступил к пробам.
Кроме того, именно Борисов нашел актрису, сыгравшую в фильме главную женскую роль. Видя, как я устал искать Зою, Олег сказал: «Давай попробуем на эту роль Нонну Терентьеву». Я спросил: «А кто это такая?» Борисов ответил: «Терентьева — замечательная актриса с большим творческим потенциалом. Мы работали вместе с ней в Киеве, в Театре имени Леси Украинки». Я подумал: раз он так говорит — значит, стоит ее взять. Увидев, как Нонна мгновенно вжилась в образ Зои, я понял: Борисов не ошибался.
С Олегом мы были очень близкими друзьями. Помню, когда я сдавал картину «Крах инженера Гарина» в прокат, у моей беременной жены начались схватки. И Борисов был рядом с ней.
После того как мы отсняли фильм, я поехал с Олегом в Киев. Он с большим удовольствием показывал мне столицу Украины: Театр имени Леси Украинки, где проработал долгое время, свой любимый Андреевский спуск, площадь Октябрьской революции (сейчас майдан Незалежности. — Авт.), Крещатик... Через много лет я загорелся желанием экранизировать «Белую гвардию» Булгакова, где большинство описанных событий развиваются как раз в Киеве. Мы с Борисовым долго обсуждали рабочие нюансы будущей ленты, я втайне надеялся, что он сыграет в ней главную роль — Алексея Турбина. Но, к сожалению, в то время Олег уже очень плохо себя чувствовал, он признался: «Леня, я бы с удовольствием снялся у тебя, но боюсь, что не смогу закончить съемки».
По отношению к окружающим Олег всегда вел себя очень порядочно: никогда не капризничал, хотя слухи о нем ходили самые разные. Могу лишь отметить, если Борисов стопроцентно был убежден в собственной правоте, то, как правило, мнения своего не менял.
— Когда вы начали работать с Олегом Ивановичем, он уже был ведущим актером БДТ, имел множество престижных наград, кроме того, был старше вас, начинающего режиссера, на восемь лет. Борисов не пытался подавить вас своим авторитетом?
— Нет, такого не было. Знаете, чем заканчивается притирка между актером и режиссером? Либо взаимопониманием, либо прощальным рукопожатием. Третьего не дано. К счастью, у меня с актерами всегда складывались хорошие отношения. Что там говорить, даже в моей дебютной картине «Первый посетитель» (вышла на экраны в 1965 году. — Авт.), в которой снимался сам Иннокентий Смоктуновский, никаких недоразумений не возникало. Хотя мне на тот момент было немногим больше 27 лет, а Смоктуновскому — 40. И впоследствии, работая с актерами, я всегда пытался чему-нибудь у них научиться, прислушивался к их мнению. И они отвечали мне взаимностью. Считаю, первый признак профессионализма — это понимание того, кто такой актер, а кто — режиссер.
С Олегом мы очень быстро сошлись сначала по-человечески, а уже потом творчески. Мы одинаково понимали Гарина, наши взгляды на главного героя романа Толстого совпадали практически на сто процентов. И хотя случались трудные моменты, в атмосфере доверия и взаимопонимания решения находились быстро.
Жаль, что Олег снялся у меня только в одной картине, да еще такой сложной. Мы с ним не раз обсуждали, что пора бы ему отойти от трагических персонажей, которых он переиграл великое множество, и сняться в чем-нибудь более веселом. В водевильчике, например. Сценарий «Соломенной шляпки» писался специально под него, я настойчиво просил Олега сыграть Фадинара. Но Борисов незадолго до этого получил очень серьезную театральную работу у Товстоногова. Георгий Александрович жестко поставил вопрос: «Олег! Либо ты играешь у меня в театре, либо уходишь и снимаешься в кино». Естественно, Борисов выбрал театр, ведь он для него всегда был на первом месте, и я на Олега за это не в обиде. Тем более он нашел себе замену, предложив на главную роль Андрея Миронова, который отлично играл. Однако «осадочек» все же остался, ведь я знал, как блестяще Олегу удаются комедийные персонажи. Взять хотя бы его Голохвастова в фильме «За двумя зайцами»! Сыграно очень легко и воздушно. Именно так, как нужно!
«Олег был очень сдержан в знакомствах, связях. Не позволял тратить себя на лишнее»
— В глазах Олега Ивановича всегда была какая-то глубокая грусть. Особенно это стало заметно в более зрелом возрасте.
— В силу разных обстоятельств Олег не до конца себя реализовал. Понимание этого и отражалось в его грустном взгляде. Он словно предчувствовал, что не успеет выполнить намеченное. Хотя очень старался: много играл в театре, снимался в кино. Но это далеко не все, на что он был способен.
В финале фильма «Крах инженера Гарина» есть сцена, когда враги приводят главного героя к морю. Он садится на камень и вдруг понимает, что все, к чему он стремился: власть над миром, слава — утопия. В этот трагический момент камера берет Борисова крупным планом. Но Олег все время останавливал съемку, говорил мне: «Я не готов. Подожди, Лень, дай мне еще немножечко посидеть...» Никогда не забуду тот финальный кадр, его глаза, полные печали. Мне кажется, взгляд, о котором вы говорите, появился именно после «Гарина».
— Это правда, что Олег Иванович был скрытным человеком?
— Чистейшая! Он был очень сдержан в знакомствах, связях — во всем. Не позволял тратить себя на лишнее. Часто любил оставаться один, ездить к себе на дачу. Мне просто очень повезло, что он передо мной открылся. Как обычно происходит на съемках? Люди встречаются, выпивают, гуляют. Но только не Борисов. Он никогда себе ничего подобного не позволял — ему так было комфортнее.
— А в газетах писали, будто Олег Иванович любил выпить...
— Ложь! По крайней мере, я такого за ним не замечал. Конечно, он мог выпить. Но чтобы любил... Нет. Я нередко бывал у Олега на даче, мы вместе отмечали праздники. Думаю, тут вот что может быть. У Олега есть младший брат Лев (известный российский киноактер. — Авт.), вот он-то как раз и злоупотреблял алкоголем. Мне кажется, Олега просто путали с ним.
— Каким Олег Иванович был в последние годы жизни?
— У него еще в конце восьмидесятых начался сложный период в творчестве. Сначала он переехал в Москву, но там ужиться в театре ему не удалось, хотя он этого очень хотел (в 1989—1990 годах Олег Борисов играл на сценах МХАТа и Центрального академического театра Советской армии. — Авт.). Потом он создал собственный театр «Антреприза Олега Борисова». Однако болезнь сделала свое черное дело.
Хворь его очень изменила. Олег стал не просто грустным — он почувствовал себя обреченным. Менялся и с чисто физической стороны. Естественно, не в лучшую сторону. Я знал о тяжелом недуге Борисова, но все равно новость о его смерти застала меня врасплох. На панихиде Олега я не присутствовал — у меня в этот момент были съемки... Да что там говорить, прошло уже больше 14 лет с того дня (Борисов умер 28 апреля 1994 года. — Авт.), а я до сих пор отказываюсь верить в то, что его нет. Нет моего друга. Умом понимал, что Борисову тяжело выкарабкаться, болезнь была очень серьезной. Но где-то внутри надеялся: «А вдруг выздоровеет?» Для меня смерть Борисова — невосполнимая потеря. Мне кажется, он должен обязательно вернуться. Его дух остался здесь, на земле.
Я общался с женой Олега уже после его смерти. Алла Романовна давала мне кассеты с его фильмами. Сын Олега после окончания режиссерского факультета поступил в Московский музыкальный театр имени Покровского (Юрий Борисов окончил факультет музыкальной режиссуры Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Умер год назад от обширного инфаркта. — Авт.). И даже снял ленту об отце (на самом деле это был фильм «Мне скучно, бес», в котором Олег Борисов сыграл свою последнюю роль — Мефистофеля. — Авт.). В последние годы мы с Аллой Романовной и Юрой не виделись, ведь меня долгое время не было в России.
— Вас считают классиком советского музыкального кино. Откуда у вас такая тяга к музыке?
— Считаю музыку матерью всех искусств. Мои родители были очень близки к музыке, а отец слыл довольно известным советским режиссером (Александр Файнциммер снял картины «Овод» (1955), «Котовский» (1942), «Девушка с гитарой» (1958), «Трактир на Пятницкой» (1978). — Авт.). Когда папа снимал «Овода», я с открытым ртом смотрел на то, как он работал.
«Не знаю, какими способами, но за неделю Андрейченко сбросила больше двадцати килограммов и действительно стала настоящей леди»
— Леонид Александрович, в этом году юбилей сразу нескольких ваших картин, в том числе «Мэри Поппинс, до свидания!». 25 лет назад этот фильм произвел настоящий фурор.
— Да, было дело. Главной проблемой оказалось адаптировать фильм под нашего зрителя. Ведь первоначальная версия была американской. Когда мне предложили снимать эту ленту, я не сомневался ни секунды, потому что умею делать музыкальное кино. А учитывая дружбу с Максимом Дунаевским, который писал музыку к этой ленте, проблем вообще не должно возникнуть. Однако они появились. Очень долгое время я не мог найти актрису на главную роль. И разыскать ее мне помог как раз Максим, встречавшийся в то время с Наташей Андрейченко.
Расстроенный, что Анастасия Вертинская по объективным причинам не подошла на роль Мэри, я поехал в гости к Дунаевскому. Там и увидел Андрейченко, с которой мы вместе учились во ВГИКе. Наташа была очень недурна собой, такая русская красавица. Мы сидели, беседовали, затем Максим сел к фортепиано и завел песенку «Мэри — леди Совершенство». Андрейченко стала ему подпевать. «А ну-ка спой еще эту песню», — попросил я Наташу. Она начала петь, и я понял, что Андрейченко серьезно готовилась к встрече со мной.
Пела, честно говоря, не очень хорошо. Но то, как она играла песню, вызывало уважение. Времени для проб уже не оставалось, мы были поставлены перед фактом министерством культуры: «Либо в течение двух недель вы находите главную героиню, либо мы закрываем фильм». И это при том, что все костюмы были сшиты, а декорации нарисованы. А тут вдруг перед носом ТАКАЯ кандидатура на главную роль! Видя, как Наташа блестяще играет песню, я сказал: «Жаль, что ты у нас русская, а не английская красавица». Она возразила: «Ничего страшного, я могу стать леди!» Я парировал: «Как ты можешь стать леди? Тебе для этого килограммов двадцать нужно скинуть!» В то время Наташа была пухленькой. В общем, не знаю, какими способами, но за неделю Андрейченко сбросила больше двадцати килограммов и действительно стала настоящей леди!
«Андрей Миронов обожал импровизировать. В «Соломенной шляпке» много реплик с его оригинальным текстом»
— Говорят, Андрейченко на площадке была отъявленной фурией...
— Врут! Я с большим наслаждением и удовольствием работал с Наташей. Никаких дебошей и гулянок она не устраивала! Была удивительно целеустремленной актрисой, ради фильма готовой буквально на все! Андрейченко быстро нашла общий язык с детьми — Филиппом Рукавишниковым и Анютой Плисецкой (исполнители ролей Майкла и Джейн. — Авт.). Можете спросить, они расскажут, как прекрасно вела себя Наташа и какая веселая атмосфера была на съемочной площадке.
— Позволяете актерам импровизировать в своих картинах?
— Импровизация импровизации — рознь. К примеру, у Олега Борисова отсебятины на съемочной площадке было очень немного. Андрей Миронов обожал импровизировать. В «Соломенной шляпке» много реплик с его оригинальным текстом. Когда получалось смешно, я их оставлял, но бывало, что просил Андрея переделать. Наташа Андрейченко, в отличие от Миронова, редко импровизировала, но тоже могла что-нибудь интересное предложить. Правда, только заранее, иначе курьезов во время съемок не избежать.
— А в ходе съемок «Мэри Поппинс...» курьезы возникали?
— Один эпизод не могу забыть до сих пор. Мадам Корри в фильме играет балерина Большого театра Марина Нудьга. Хотя изначально в этой роли должна была сниматься другая балерина — знаменитая Екатерина Максимова. Она уже успела засветиться в двух эпизодах, но потом ей пришлось срочно вылететь в Штаты. Грубо говоря, она нас бросила, видимо, не понимала, что кино — это серьезно. И вот, когда новая балерина появилась в кадре вместе с детьми, они закричали: «Что же вы так изменились? Вы так помолодели!» Мы просто забыли предупредить Филю и Аню, что перед ними другая актриса. Это был эпизод в конце фильма, когда Мэри улетала.
— Буквально сразу после этой картины Андрейченко действительно улетела — покорять Голливуд. Хотя ей это не удалось.
— На то есть целый ряд причин. Считаю, что наши балетные артисты запросто могут работать за рубежом, певцы тоже могут, а вот драматические актеры — нет! Другой менталитет, язык, характер. Да и в тридцать лет поздно туда ехать. Даже голливудская знаменитость Максимилиан Шелл, за которого Наташа вышла замуж, не помог ей.
Сейчас, хоть и редко, но общаюсь с Наташей. Недавно она присутствовала на церемонии вручения высшей российской театральной премии «Золотая маска».
— Леонид Александрович, а вы чем сейчас занимаетесь?
— Театром. Последние пятнадцать лет ставлю спектакли. Недавно был удостоен премии «Золотая маска» за лучшую сценическую постановку. О кино тоже не забываю — снял многосерийный фильм под названием «Усадьба», в котором играют Костолевский и Любшин. Так, коммерческий проект, не более. Отнесся к нему вполне серьезно, но немного просчитался. Думал, что сериал — это то же, что и художественный фильм, только длиннее, и оказался не прав. Видимо, у сериала есть каноны, которые нужно соблюдать.
На данный момент веду переговоры с украинской продюсерской компанией «Стар Медиа», предложившей мне музыкальный проект. Надеюсь, придем к общему знаменателю.
— Расскажите немного о вашей семье.
— Моя жена Екатерина еще не так давно была главным балетмейстером Симферопольского театра, а сейчас помогает мне в театре — ставит актерам хореографию. Кроме того, она преподает в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. Нашей дочери 12 лет. Очень переживаю за нее, ведь она, как и вся сегодняшняя молодежь, дни напролет сидит за компьютером. Хотя, возможно, это лучше, чем болтаться по улицам и подворотням. Хотели отдать ее в балет, но решили поберечь. А еще у меня есть старшая дочь от первого брака.
— Как любит отдыхать Леонид Квинихидзе?
— Это один из вопросов, на которые я никогда не знал ответа, потому что без работы мучаюсь. Конечно, если считать, что мучение — отдых, именно так я и отдыхаю. Мне постоянно хочется что-то делать. Моя страсть — автомобили. Много лет назад занимался этим всерьез, теперь только любитель. У меня хороший корейский джип новой модели. Поскольку часто ездим с женой на дачу, а вы знаете, какие у нас за городом дороги, джип с четырьмя ведущими колесами — просто наш спаситель!