«Я решил поучаствовать в торгах, чтобы помочь Черновецкому заплатить за «Чайку» как можно больше»
— Я специально стал торговаться с нашим мэром. Понимаю, что остальные просто боятся вступать в торги с главой администрации. Из-за чинопочитания и страха, что их смелые действия не понравятся начальству, что их могут уволить. У нас подхалимаж, наверное, в крови. Даже если сначала человеку не нравится, когда ему льстят, угождают, даже если он злится, когда его хвалят и с ним во всем соглашаются, со временем он смиряется, привыкает и в итоге уже не может по-другому. Понимая, что никто не рискнет соперничать с мэром и называть действительно крупные суммы, я решил поучаствовать в торгах, чтобы помочь Черновецкому заплатить за «Чайку» как можно больше.
— А если бы мэр не продолжил торговаться?
— Тогда бы я «попал»... (Смеется.) Шучу, конечно. Если бы мэр меня не перебил, то заплатил бы, ведь для меня главным был результат — «выжать» из аукциона максимальную сумму. И, в сущности, неважно, кто ее заплатит — Черновецкий или Пилипишин. Главное, что средства пойдут на благую цель — помощь детям. Уверен, эта цель оправдывает миллионные финансовые траты.
— Вторую «Чайку» приобрела Елена Антонова, ваша коллега по фракции «Блок Литвина». Причем для вас. Зачем женщине покупать для вас автомобиль за 600 тысяч гривен?
— Мы решили, что в любом случае должны внести свою лепту в этот аукцион. Кто заплатит за машину — женщина или мужчина — значения в этом случае не имеет. Просто с женщиной, как я думал, мужчинам будет проще торговаться. «Чайка» стала символом благотворительности, и теперь мы хотим возить на ней туристов с экскурсиями по Шевченковскому району. Мимо Владимирского собора, Софии Киевской...
— После аукциона вы сказали, что не против прокатиться с мэром наперегонки. Дата гонки уже известна?
— Это зависит от Леонида Черновецкого — готов ли он к шуткам и розыгрышам, захочет ли принять такой вызов. Хотя если говорить начистоту, сейчас не самое подходящее время для подобных шоу. Все это хвастовство своими новыми машинами за миллион, автопарками, дизайнерскими одеждами, картинами за сотни тысяч долларов — это пир во время чумы. Если у тебя есть большие деньги, помоги лучше тем, кто не защищен. Потрать их на благотворительность.
— Говорят, у вас у самого чуть ли не парк машин...
— Я могу позволить себе любой автомобиль. Сегодня в моем распоряжении — две машины плюс у членов семьи есть свои автомобили. Супруга, например, ездит на красивом джипе. У каждого авто своя функция, шикарных моделей для хвастовства у меня нет. Например, хранится и старый добрый «Запорожец» — моя первая машина!
В будние дни езжу с водителем в «Лексусе». Этот дорогой автомобиль для меня — не только средство передвижения, но и место работы. Как и всем киевлянам, приходится часами стоять в пробках, а терять драгоценное время непростительно. А так я в машине решаю важные вопросы по телефону, читаю документы, работаю на ноутбуке. Моя машина очень мягкая, что важно, когда пишешь, печатаешь, читаешь. А вот на выходных я всегда за рулем сам! Рассекаю на внедорожнике. За городом мне нравится ездить по полям, где я никому не мешаю и мне никто не мешает, где можно почувствовать скорость.
Знаете, чем состоявшийся и самодостаточный человек отличается от других? Тем, что, имея возможность купить какой угодно автомобиль, хоть «Бугатти», он этого не делает. Потому что в этой покупке нет острой необходимости. А ему, чтобы чувствовать себя успешным, вполне достаточно просто знать, что у него есть такая возможность.
— Зачем вы храните свой старый «Запорожец»?
— Это же такие воспоминания!.. В 1987 году, когда мне было 26 лет и я с родителями еще жил в селе, мечты о шикарной жизни — это были мечты о машине. Все мечтали, и я мечтал. Автомобиль был компенсацией недополученного в советское время. Все завидовали тем, у кого был «Москвич», а что уже говорить о владельцах «Жигулей»! И вот однажды мой приятель купил себе «Москвич 412», и я так впечатлился, что в этот день просто не мог заснуть. Встал среди ночи, собрал все деньги, которые были в семье, и утром поехал покупать себе машину. Хоть какую-нибудь! Хватило только на «Запорожец» — он тогда стоил около четырех тысяч рублей. Пришел к продавцу. Он повел меня к авто, я сел внутрь, мы завели машину, и тут в салон как начал валить дым! Мужик вынул откуда-то тряпку, закрыл щель, из которой шли клубы дыма, но даже это меня не остановило перед покупкой этой машины. Я был счастлив. Семью я просто поставил перед фактом, хотя благодаря своему «Запорожцу» позже вернул все деньги и даже больше. По ночам «грачевал», подвозил людей и мог заработать 20—50 рублей за выезд! Так что практически стал кормильцем семьи. А где-то через полгода езда на «Запорожце» пошла по сценарию «полдня езжу, полдня толкаю».
Никогда не забуду, как приехал похвастаться покупкой к другу-экстрасенсу. Он такой большой, килограммов 150 весил. Зашел и говорю: «Теперь я тебя катать буду!» Он в тот день был такой нарядный, в белой рубашечке, при галстучке, а на улице — безумная жара! И вот «Запорожец», доехав до Московского моста, берет и глохнет. И все — не заводится... Мой друг выходит из машины, начинает толкать, а я еще даже не умею заводиться с «толкача»... в общем, он вынужден был толкать меня с машиной с Троещины до Оболони, и это в сорокаградусную жару! Его белая рубашка покрылась бензиновыми пятнами, сам он изошел потом, перемешанным с выхлопными газами, гарью... Слава Богу, у него было отличное чувство юмора и он не обиделся. Но вот садиться ко мне в машину больше не стал.
«Главное — менять машину раз в три года. Старые автомобили опасны для здоровья»
На «Запорожце» я ездил до начала 90-х годов, а потом накопил денег на «шестерку». Скоро занялся бизнесом и приобрел первую иномарку «Пежо» — на таком красавце я один в городе ездил! Ну, а дальше пошли «БМВ», «мерсы» — одинаково надежные, которые мало чем отличаются друг от друга. Важно менять авто вовремя. Например, раз в три года. И дело не в желании сэкономить на гарантийном сроке или «понтонуться» перед окружающими. Есть такое понятие, как «усталость металла», когда детали устаревают и уже не справляются с нужными нагрузками. В Европе ведь запрещают ездить на машинах старше десяти лет, вот и у нас надо ввести такой закон. Старые автомобили опасны для здоровья.
— Говорят, вы и на самолете летаете?
— А кто из нас не мечтает о полете? Володя Присяжнюк (глава бюджетной комиссии Киевсовета, президент аэроклуба «Белая Церковь». — Авт.) как-то меня затащил на аэродром. Я несколько раз пролетел над городом и получил огромное удовольствие! Летал не за штурвалом, сидел рядом с пилотом, поэтому мог все хорошо рассмотреть. С высоты нескольких сотен метров земля намного красивее, чем с высоты нескольких тысяч. Сегодня я могу позволить себе такое удовольствие, но, к сожалению, времени постоянно не хватает. Еще у меня есть водный скутер, и если у меня «водное» настроение, я на нем с удовольствием гоняю.
— С вашей любовью к скорости у вас, наверное, было немало происшествий на дорогах...
— Однажды я попал в аварию. Ехал на «Мерседесе» по пустой трассе в крайнем правом ряду, остановился на светофоре и на долю секунды отвлекся. Передо мной никого не было, поэтому, когда зажегся зеленый свет, я нажал на газ. Боковым зрением заметил, что впереди какое-то препятствие, но предотвратить столкновение было уже поздно. Оказывается, какому-то шальному таксисту вдруг резко понадобилось высадить пассажира и он из крайней левой полосы быстро перестроился в крайнюю правую и стал передо мной. Слава Богу, что скорость у меня была маленькая, и пострадала только машина. Разбираться с таксистом я уже не стал. Позвонил своему водителю и попросил приехать на место аварии и решить проблему. А сам отправился по делам.
Были случаи и пострашнее. Когда мы с друзьями вчетвером ехали по трассе, машину снесло с дороги, и она перевернулась. Никто серьезно не пострадал, но стресс был очень сильный. Дорога не прощает ошибок. А отечественные дороги — это вообще отдельный разговор. Ежедневно ощущаю на себе острую необходимость инвестировать средства в эту сферу. Да и в связи с кризисом строительство новых дорог может стать предметом общественных работ.
— Недавно в аварии погиб ваш заместитель Андрей Сидоров. О причинах и обстоятельствах его трагической смерти ходят разные слухи — был нетрезвым, ехал вместе с девушкой. Знаю, что вы с погибшим были друзьями — пролейте свет на эту историю.
— Все это не более чем слухи, которые всегда рождаются в таких случаях. Андрей просто налетел на какой-то камень и соскочил с дороги, и если бы он был пристегнут, все было бы хорошо. А так Андрей вылетел из машины. Парень, который находился с ним в салоне, не пострадал, потому что пристегнулся. Жутко понимать, что в нашей стране, оказывается, невозможно спасти жизнь умирающему от потери крови, кем бы ты ни был, какой бы пост не занимал. Стоящие у власти об этом не думают: мол, если что-то и заболит, можно полететь за границу и там вылечиться. Но бывают случаи, когда спасать человека нужно здесь и сейчас. С Андреем как получилось — приехали в одну больницу, там нет нужных лекарств и крови для переливания, поехали в другую, но там сердце Андрея уже не выдержало и остановилось... Меня это просто потрясло, ведь если бы у нас были нормальные банки крови, хорошая медицинская аппаратура — можно было бы спасти такого хорошего человека! Я очень часто его вспоминаю...
На благотворительном аукционе по продаже служебных машин чиновников Киевской городской администрации самыми активными оказались двое участников: мэр Леонид Черновецкий и глава Шевченковского района Виктор Пилипишин. Виктор Петрович, который известен как соперник действующего городского главы в политике, — единственный, кто рискнул составить ему реальную конкуренцию и на аукционе, неожиданно перебив предложенную мэром цену в миллион гривен предложением в миллион триста тысяч. После чего Черновецкому, не желавшему уступать ценный лот, пришлось заплатить за «Чайку» бывшего первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого целых 1,5 миллиона гривен! Сам Виктор Петрович утверждает, что машину покупать не собирался, а лишь помог мэру заплатить за нее справедливую цену.