На фотографиях, напечатанных с оригинальных негативов американского фотографа Фрэнка Ворза, можно увидеть Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Одри Хэпберн, Фрэнка Синатру, Джеймса Дина... Фрэнк Ворз дружил с этими звездами. И потому запечатлевал очень личные моменты. Например, свадьбу 18-летней Элизабет Тейлор и ее первого мужа, миллионера Ника Хилтона, сына владельца знаменитой сети отелей. Или Мэрилин Монро в перерыве между съемками фильма «Как выйти замуж за миллионера?». Продав эти фото изданиям, фотограф, который на протяжении тридцати лет снимал самые громкие звездные церемонии и вечеринки, мог стать миллионером. Однако он очень дорожил дружбой и умер, не имея за душой ни цента. После смерти Ворза в 2000 году его семья обнаружила в крохотной квартирке тысячи негативов, на которых запечатлена история золотой эры Голливуда.
На закрытом аукционе в Киеве, организованном «Галереей Татьяны Мироновой», дороже всего была продана фотография актрисы Грейс Келли на вручении премии «Оскар». За этот снимок покупатель, имя которого не разглашается, отдал шесть тысяч долларов. Фото Джеймса Дина в ковбойской шляпе, сделанное во время съемок фильма «Гигант», купили за пять тысяч долларов. А снимки Мэрилин Монро в шезлонге в ее доме в Лос-Анджелесе и Фрэнка Синатры рядом с его личным кабриолетом были проданы за четыре с половиной тысячи каждый.
Проводила аукцион приехавшая из Лондона первая в мире женщина-аукционист — представитель аукционного Дома «Кристис» Анке Адлер-Слоттке. «СОБЫТИЯ» пообщались с ней накануне аукциона.
«Ни один из этих снимков не был напечатан при жизни фотографа. Это очень редкие фото!»
— Какая фотография из двадцати заявленных самая ценная?
— Думаю, все они равноценны. Все эти люди — Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Грейс Келли, Одри Хэпберн... — иконы Голливуда. Ни один из снимков не был напечатан при жизни фотографа. Это очень редкие фото! Три года назад в Париже проходила выставка работ Фрэнка Ворза, на которых запечатлена Мэрилин Монро. Он был с ней знаком еще в те времена, когда она была мало кому известной Нормой Джин. Многие негативы были перечеркнуты фломастером. Фотограф почему-то забраковал их. Но, несмотря на то, что фотографии были «перечеркнуты», посетители выставки рассматривали их с огромным интересом. Мэрилин Монро стала легендой при жизни и остается ею после смерти. Лет пять назад на аукционе «Кристис» продавали принадлежавшие ей вещи — платья, джинсы... Чтобы взглянуть на них, люди выстраивались в огромные очереди, которые огибали наш офис. Некоторые приходили посмотреть на раритеты дважды! А два года назад мы продавали платье Одри Хэпберн, в котором она снималась в легендарном фильме «Завтрак у Тиффани». Это черное платье от Живанши купили по телефону почти за 840 тысяч долларов!
— Представленные на аукционе фото имеют лимитированный тираж. Какой?
— 95 снимков с одного негатива. Этот лимит определяют владельцы негативов и строго контролируют его.
— Почему Фрэнк Ворз не проявлял пленки? Выходит, эти фото никогда не видели ни Мэрилин Монро, ни Одри Хэпберн, ни Фрэнк Синатра...
— Выходит, что так. Почему фотограф не напечатал снимки, неизвестно.
«По позе участника торгов я могу сказать, намерен ли он сражаться за лот»
— Правда, что до вас женщин-аукционистов не было?
— Да, это так (улыбается). Когда провела свой первый аукцион, мне исполнился 21 год, я была еще не замужем. Трибуна, с которой ведут аукцион, обычно приспособлена под рост мужчины. И табуретка внутри такая высокая, что, когда я на нее садилась — ведь иногда торги могут длиться и три часа, — у меня свисали ноги, не доставая до пола. И это при том, что я была на высоких каблуках! Но потом трибуну адаптировали для меня.
— Вы где-то специально учились?
— Я начала работать без всякой подготовки. Помогало лишь знание четырех языков — английского, немецкого, итальянского и французского. В те времена покупателями на аукционах были в основном мужчины, и то, что девушка вела торги, думаю, очень привлекало. Аукционист должен быть хорошим психологом и наблюдательным человеком. По позе участника торгов я могу сказать, намерен ли он сражаться за лот. Глубоко сидящий в кресле клиент — вряд ли, а тот, кто переместился на кончик стула, — ручаюсь, готов торговаться. Многие клиенты, не желая привлекать к себе внимание остальных, имеют условные жесты, порою едва уловимые. Но я их непременно замечу.
— Вы коллекционер?
— Да, имею неплохую коллекцию картин и серебра. В последнее время мне очень нравятся и фото. Они могут стать украшением практически любого интерьера. Особенно черно-белые!
— Вы можете быть покупателем аукциона, который ведете?
— Да, но только сделав за сутки заочную ставку. Привилегий же абсолютно никаких не имею!