Несмотря на почтенный возраст, «Ну, погоди!» до сих пор остается одним из самых лучших мультфильмов в отечественной анимации. Приключения Волка и Зайца с самого начала так полюбились детворе и взрослым, что вместо одного запланированного фильма его авторы — сценаристы Феликс Камов, Александр Курляндский и Аркадий Хайт, режиссер Вячеслав Котеночкин и художник Святозар Русаков — за 26 лет совместной работы создали 18 серий! Одна из составляющих успеха мультфильма — неподражаемые голоса артистов Анатолия Папанова и Клары Румяновой, озвучивших главных персонажей. Знаменитые песни тех лет, прозвучав в «Ну, погоди!», обретали еще большую популярность, а известный композитор Давид Тухманов, узнав, что в одной из серий звучит и его мелодия, высказал режиссеру Котеночкину «свою безграничную благодарность».
К сожалению, многих из тех, кто создавал «Ну, погоди!», уже нет. Один за другим ушли Анатолий Папанов, Клара Румянова, Вячеслав Котеночкин, Святозар Русаков, Аркадий Хайт. Оживить любимых персонажей казалось совершенно невозможным. Но не так давно появились еще две серии — 19-я и 20-я — знаменитого мультсериала. Их снял сын режиссера Вячеслава Котеночкина Алексей. Сценарий к продолжению «Ну, погоди!» написали Феликс Камов и Александр Курляндский, неизменный автор всех 20 серий.
Сам Александр Ефимович утверждает, что работа над «Ну, погоди!», хоть и остается яркой страницей в его творческой биографии, никогда не была главной. Автор повестей, пьес, многочисленных эстрадных миниатюр, а также создатель мультфильмов «Возвращение блудного попугая», «Великолепный Гоша» и еще нескольких десятков, Александр Курляндский на днях закончил работу над новой книжкой.
«На творческих встречах детвора часто интересуется: «Когда же Волк съест Зайца?»
— Никто из создателей «Ну, погоди!» не думал, что мультфильм станет таким популярным, — рассказывает Александр Ефимович. — Мы, авторы первого выпуска — Камов, Хайт и я, помню, все время гадали, на какой серии все это закончится: на третьей, на пятой, на седьмой? Потом в «Союзмультфильм» стали приходить мешки писем от детворы с просьбами о продолжении. Особенно запомнилось одно письмо, в котором ребенок просил Котеночкина снимать «Ну, погоди!» бесконечно.
А вот благодаря кому или чему мультик имел такой ошеломляющий успех, не могу сказать и сейчас. Персонажей придумали художник Святозар Русаков и режиссер Вячеслав Котеночкин. Заслугой же сценаристов могу назвать разработку гэгов — анимационных трюков. Это была очень сложная, но интересная работа — смешно изобразить на экране то, что мы как эстрадные авторы до этого описывали словами.
«Ну, погоди!» стал нашим дебютом в мультипликации, и мы очень волновались за качество будущего мультфильма. Даже написав и отдав режиссеру сценарий, мы продолжали оставаться в процессе: и на стадии раскадровки, и на озвучивании, и на монтаже.
— А кому принадлежит авторство знаменитой фразы «Ну, погоди!»?
— У нас с самого начала было такое правило: то, что придумано во время работы за общим столом, — придумано всеми. Мы искали фразу, которая не только соответствовала бы сюжету, но и давала бы зрителю надежду на продолжение. Обсуждались разные варианты: «Ну, подожди!», «Ну, погодите!»... Но, насколько я помню, точку в этом споре поставил Феликс Камов, произнеся: «Ну, погоди!»
— Сколько же авторов у мультфильма?
— Кроме нас с Аркадием Хайтом, был еще Феликс Камов, соавтор и друг Эдуарда Успенского. Когда-то мы вместе писали программу для популярного в те годы эстрадного дуэта Александра Лившица и Александра Левенбука, сочиняли эстрадные номера, спектакли, мюзиклы, радиоспектакли... Часто работали у кого-то дома. Помню, однажды вместе с Эдуардом Успенским шагали к метро. Эдик тогда еще не был известным писателем, только начинал что-то творить для детей. И вот по дороге он мне говорит: «Знаешь, я написал детскую повесть». Пока мы шли, я с наслаждением слушал о приключениях героя по имени Чебурашка. Я был первым, кто узнал о Чебурашке.
Позже именно Эдуард Успенский пригласил всех нас — Хайта, Камова и меня — поработать на студии «Союзмультфильм». Там однажды попросили: «Придумайте что-то смешное». Мы сели и вчетвером придумали «Ну, погоди!». Правда, в таком составе работали не всегда: Эдуард Успенский оставался с нами только на первых порах.
— Долго вынашивали идею мультфильма?
— Почти сразу была придумана главная идея — фильма-погони. А вот кто за кем гонится, решилось в долгих спорах. Мы перебрали разных персонажей: сначала думали взять лису и петуха, потом — лису и зайца, и наконец остановились на волке и зайце как наиболее привычных для нашего фольклора персонажах. Сначала это был коротенький сюжет для мультипликационного сериала «Веселая карусель», где Волк и Заяц совсем другие, в другой изобразительной манере. Сюжет понравился руководству «Союзмультфильма», и нам предложили написать сценарий к десятиминутному мультику. Когда мы его написали и стали предлагать режиссерам, все они отказывались. Один Котеночкин сказал: «В этом что-то есть!»
(От том, как придумывались образы Волка и Зайца, сам Вячеслав Котеночкин рассказывал в одном из своих последних интервью (газете «СК-Новости»): «Заяц у меня сразу получился — с голубыми глазками, розовыми щечками, вообще очень положительный. А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен был Волк».)
— В то время в отечественной анимации было мало смешного, а наш фильм был набит трюками. Волк-недотепа вызывал у зрителей смех, — продолжает Александр Курляндский. — Он без конца попадал в комические ситуации, причем по своей же вине. Кстати, на творческих встречах детвора часто интересуется: «Когда же Волк съест Зайца?» Какое-то время я пытался им объяснить, что Волк никогда не съест Зайца, потому что это два клоуна, которые нас развлекают. Мультипликационный Волк, в отличие от настоящего волка, ходит на двух ногах, курит, ездит на мотоцикле. Он почти что человек, а не животное. Наконец, чтобы показать детям эту разницу, я написал книгу «Двое на одного, или «Ну, погодите», где я ввел в сюжет настоящего волка. Такому как раз ничего не стоит слопать нашего Зайца. В конце концов, в книге «мультипликационный» Волк сам же Зай-ца и спасает.
— Вы же придумали и массу новых сюжетов, связанных с этими персонажами. Например, у Волка и Зайца появились родители!
— Идею, чтобы у Волка и Зайца появилась семья, я вынашивал давно. По замыслу, родители Зайца со всех сторон положительные. У Волка же все наоборот. Зато дети у главных героев — это перевертыши: у Волка сын отличник, а у Зайца — хулиганистый панк. Эту идею я и Алексей Котеночкин (сын режиссера Вячеслава Котеночкина. — Авт.) воплощаем в детском журнале «Ну, погоди!», и она очень нравится детворе.
«После замечания председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Подгорного, что ему мультфильм нравится, «Ну, погоди!» опять запустили в работу»
— Создавая новые серии мультфильма, не боялись сравнения с «оригиналом»?
— Я как автор, конечно, рисковал своей репутацией и понимал, что новые серии будут сравнивать со старыми. Сюжет девятнадцатой серии разворачивается на пляже. Но пляж вполне современный и узнаваемый. С парашютами, катерами, аквагорками... Не такой, как был в самой первой серии. Это может быть и отечественный курорт, и берега Турции, где тоже отдыхают наши граждане. Зритель вновь встречается с уже знакомыми персонажами — потешной Свиньей в оригинальном тройном купальнике и Бегемотом, от которого Волку всегда достается. Музыка, которую написал Андрей Державин (участник группы «Машина времени». — Авт.), еще больше подчеркивает комичность происходящего. Двадцатый выпуск мы условно назвали «Шесть соток» — каждому понятно, что события происходят на дачном участке.
Если говорить о технической стороне, то качество новых серий (особенно звук) на порядок выше. Насколько это смешно? В Чехии, где демонстрировались новые серии «Ну, погоди!», их наградили призом зрительских симпатий. Были призы и на других фестивалях. Так что не только я считаю, что продолжение мультфильма получилось удачным.
— Правда, что «Ну, погоди!» закрывали?
— Когда Камов в середине 1970-х уехал за границу, нас «прикрыли». Тогда такой отъезд считался чуть ли не предательством. Через некоторое время Папанову в Кремле вручали награду. Тогдашний председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный поинтересовался у него, как там дела с «Ну, погоди!». «У них на студии конфликт. Кто-то там за границу уехал», — ответил Папанов. «Ну, кто-то же остался! — воскликнул Подгорный и добавил: — Между прочим, мне этот мультфильм нравится, и моим детям и товарищам тоже». Вернувшись на студию, Папанов рассказал об этом диалоге, и вскоре мультфильм опять запустили в работу. Мы с Хайтом продолжили писать сценарии, а Котеночкин — снимать.
— Трудно представить Волка без голоса Папанова...
— Папанов, конечно, озвучил Волка гениально. Вы, наверное, знаете, что даже после смерти Анатолия Папанова его голос звучал еще в двух выпусках «Ну, погоди!» — на студии каким-то чудом сохранились записи дублей и пробы. Но в 19-й и 20-й сериях мы предложили озвучить Волка артисту театра «Кривое зеркало» Игорю Христенко. Никто не ставил перед ним задачу пародировать голос Папанова. Ему надо было сыграть Папанова. И если смотреть без предубеждения, то считаю, что у Игоря хорошо получилось.
Кстати, с этим артистом я познакомился еще до начала работы над новыми сериями «Ну, погоди!». Игорь мастерски озвучил попугая Кешу в мультсериале «Возвращение блудного попугая».
— Но Кешу ведь Геннадий Хазанов озвучивал?
— Только в первых четырех сериях. Потом, став директором Театра Эстрады, Геннадий не мог уделять этой работе столько же времени, как раньше. И в пятой и шестой сериях его заменил Христенко. Зато в последней, седьмой, серии этого мультфильма зрители снова услышат голос Хазанова. Вообще, то, что Кеша говорит голосом Геннадия Хазанова, — наша большая удача.
С Геннадием я был знаком еще со времен театра МГУ. В какой-то мере мы с Аркадием Хайтом стали для него крестными отцами. В те годы мы работали над программой для Леонида Утесова и, узнав, что от него только что ушел конферансье (а это был Евгений Петросян), порекомендовали Леониду Осиповичу взять в свой коллектив молодого талантливого артиста Геннадия Хазанова.
«Мой отец был очень умным, а мама — очень красивой. От матери я взял ум, а от отца — красоту»
— Говорят, что юмор как черта характера передается по наследству. Вам тоже эта черта передалась от родителей?
— Я люблю повторять, что мой отец был очень умным, а мама — очень красивой. И вот от матери я взял ум, а от отца — красоту. Это, конечно, шутка. А если серьезно, то отец мой действительно был весьма остроумным человеком. Недавно вышла книжка «Отцы России», где я написал о нем. Вспоминаю отца как веселого, жизнерадостного и общительного человека. По профессии он, как и мама, был инженером и мечтал, что их сын тоже станет инженером. Поэтому, особенно на первых порах, моя писательская деятельность вызывала в семье состояние стресса. Шутки и рассказы-юморески, с которых я начинал, родители считали «блажью», отец при этом мог добавить: «Рассеянность присуща талантливым людям. Откуда она у тебя?» Папа долго не мог смириться с моим выбором, но потом, когда ко мне пришел первый успех и его друзья стали звонить с поздравлениями, немного смягчился: «Как вам это нравится? — говорил он друзьям. — Я всегда шутил бесплатно, а Сашка еще и деньги за это получает!»
— Когда же вы начали писать?
— Началось все в школьные годы с рукописного журнала «Клизма». За карикатуру на учителей меня даже выгоняли из школы. Затем, поступив в инженерно-строительный институт, я продолжил острить уже в студенческих капустниках.
— То есть вы все-таки стали инженером. Почему-то многие известные юмористы имеют именно техническое образование!
— Я тоже об этом задумывался и пришел к выводу, что если человек умеет писать, но пошел по профессии, которая не соответствует его ощущениям и мечте, он все равно самоутвердится и докажет свою правоту. Я не исключение. К тому же мне есть за что благодарить институт. Здесь я приобрел верных друзей, с которыми поддерживал не только дружеские, но и творческие отношения.
— Вы имеете в виду Аркадия Хайта?
— Мы познакомились, когда я учился на втором курсе. К тому времени я уже был довольно известным автором капустников, и кто-то мне посоветовал: «На первом курсе есть веселый парень Аркадий. Пишите вместе!» В Москве наши капустники пользовались успехом у зрителей-студентов. Через какое-то время нас пригласили в эстрадную студию театра МГУ, затем на радио. Я уже твердо решил, чем буду заниматься в жизни, но на вольные хлеба подался только после того, как отдал государству «долг» — отработал три года на строительстве...
Рассказы и шутки, написанные в соавторстве с Хайтом, вскоре начали печатать в популярных изданиях — журнале «Юность» и «Литературной газете». Как видите, мультипликация возникла в моей жизни случайно и никогда не была для меня главной. Над созданием одной серии мультфильма «Ну, погоди!» съемочная группа работала где-то год, сценарий мы успевали написать за две-три недели. Остальное время я работал над другими вещами. Этой осенью я ездил на фестиваль в Болгарию. Организаторы сделали буклет, куда вписали все созданные мною произведения: взрослые и детские повести, пьесы, фильмы, мультфильмы... Прочитал и сам удивился: сколько всего я натворил!
— При этом известный режиссер Алексей Герман назвал вас «самым непрочтенным отечественным автором»...
— Это очень преувеличено. Виновата наша с ним многолетняя дружба.
Но меня действительно раньше сильно раздражало то, что любая беседа со мной все время в итоге сводилась к «Ну, погоди!». Хотелось бы, конечно, чтобы широкий читатель познакомился и с другими моими произведениями. Вот буквально перед вашим звонком отослал в издательство текст новой книги-притчи под рабочим названием «Отшельник Кур». Около трех лет работал над ней, из которых год фактически переписывал уже готовое произведение.
Несколько лет назад я написал детскую повесть «Чуки-куки» (ее сейчас снимают в России как полнометражный мультфильм) о двух народах, которые жили дружно, пока некий негодяй их не поссорил. Идея родилась случайно. Сидя дома в любимом кресле, заметил на стене пятно и образовавшуюся трещину на обоях. Глядя на пятно, я вообразил, что это озеро, а трещина — своеобразная граница, разделяющая сказочную страну на две части. И вот я сам оказался в этой стране... Самое интересное, что сюжет этой книги в последнее время стал очень актуальным. Поэтому, пользуясь случаем, хочу сказать, что я с огромной симпатией и любовью отношусь к Украине. С Киевом меня связывают много хороших и светлых воспоминаний, в этом городе живет много моих друзей, коллег. С режиссером Анатолием Солиным, который жил и работал в Киеве, мы создали мультсериал «Великолепный Гоша». На студии «Киевнаучфильм» по моим сценариям были сняты несколько мультфильмов: «Жили-были матрешки», «Сезон охоты». Я очень рад, что эти фильмы высоко оценены на международном уровне, а их создатели, украинские аниматоры Цезарь Оршанский и Алик Викен, стали моими друзьями на многие годы. Уверен, что создавать такую прекрасную анимацию способны только очень хорошие и талантливые люди.