Бронированный автомобиль — атрибут влиятельных персон всего мира, от Папы Римского до королевы Великобритании. По американской традиции во время инаугурационного парада 20 января состоялись «смотрины» новой машины нового президента США. И если марка автомобиля для Барака Обамы никого не удивила — на «кадиллаках» ездили Буш-младший, Клинтон, Кеннеди и другие, — то уровень безопасности впечатлил даже спецслужбы.
«Обамамобиль» способен, не снижая скорости, двигаться на четырех простреленных колесах
Эксперты называют этот автомобиль самым защищенным в истории, и даже президентским танком. Бронированный лимузин по прозвищу Зверь — настоящее чудо инженерной мысли. Так, броня «обамамобиля» (толщина дверей — 20 сантиметров, а безосколочных стекол — 13 сантиметров) выдерживает прямое попадание из гранатомета. Абсолютная герметичность позволяет сидящим внутри выжить при химической атаке. Машина умеет создавать дымовую завесу или выпускать облако слезоточивого газа. Суперкар может двигаться в кромешной тьме и на четырех простреленных колесах, не снижая скорости (благодаря встроенным в покрышки стальным ободам). В машине есть кислородный баллон, а в холодильнике вместо привычного для лимузинов шампанского хранится... бутылка с донорской кровью — на случай, если главе государства срочно понадобится переливание.
Кроме того, «Кадиллак» 44-го президента США выдерживает одну из самых опасных форм нападения на подобные автомобили — подрыв бомбы под кузовом. (В 1992 году, например, в результате взрыва бомбы, установленной на трассе, погиб известный итальянский судья Джованни Фальконе, который вел громкие дела против мафии.) Испытания защитной системы днища показывают, что даже при взрыве противотанковой мины, на месте которого образуется воронка диаметром два метра, машина, «подпрыгнув», опустится на крышу, но структура салона останется целой и невредимой. Пассажиры, естественно, тоже.
Лимузин длиной 6 метров 30 сантиметров весит 8 тонн и стоит около 2,3 миллиона долларов. В перемещении этого «танка» участвует дизельный двигатель объемом 6,5 литра, поглощающий 50 литров горючего на 100 километров (то есть заправляться придется через каждые 200 километров). Лимузин разгоняется максимум до 100 километров в час за 15 секунд.
От других автомобилей марки «Кадиллак», колесящих по дорогам Вашингтона, «обмамамобиль» легко отличить по двум флажкам на капоте: справа — флаг США, слева — президентский. Детали оснащения — тайна за семью печатями, однако кое-какая информация все же просочилась. Так, задняя часть пассажирского салона представляет собой большое роскошное пространство, в центре которого расположено кресло Обамы. Интересно, что окна в «обамамобиле» больше, чем в других президентских «кадиллаках», да и сам броневик выше своего предшественника — машины Джорджа Буша-младшего. Сделано это для того, чтобы улучшить обзорность.
Отделка салона — полностью ручная работа. Сиденья, как и боковые двери, украшены вышитыми гербами. Для высокопоставленного пассажира в машине есть не только мультимедийный проигрыватель, оснащенный десятью динамиками, но и компьютер, беспроводная сеть передачи данных Wi-Fi, спутниковый телефон и защищенная линия для связи с Пентагоном. Кстати, в целях безопасности выпущено несколько абсолютно одинаковых президентских лимузинов, и лишь спецслужбы будут знать заранее, в каком именно находится глава государства.
Первой бронированной машиной, которая появилась у политического лидера, был лимузин, собранный для президента США Гарри Трумэна в 1949 году. Несколько раз такие автомобили действительно спасали жизни тех, кто находился внутри (Бориса Березовского в 1994-м, Эдуарда Шеварднадзе в 1998-м, Аслана Масхадова в 1999-м, Анатолия Чубайса в 2005-м). А вот бронированный «Мерседес» главы Deutsche Bank Альфреда Херрхаузена не смог уберечь своего владельца. В 1989-м банкир погиб в результате взрыва гранаты.
За «Крайслер», на котором раньше ездил Барак Обама, новый владелец надеется выручить миллион долларов
Согласно американским правилам, после ухода Обамы с поста президента Зверь будет либо уничтожен в специальном прессе или доменной печи, либо затоплен в океане на большой глубине — под контролем секретных агентов. Правда, возможны и исключения. «Кадиллак» Клинтона, например, установлен перед Президентской библиотекой в штате Арканзас, а автомобиль Буша остался в резерве. При этом двери, окна и даже багажник машины нельзя открывать без разрешения спецслужб.
Не менее «зверский» автомобиль и у охраны президента — внедорожник GMC Yukon XL. Внешне — ничего особенного, зато в случае нападения через раскрывающуюся бронированную крышу выезжает турель (приспособление для установки и кругового вращения оружия) с шестиствольной авиационной пушкой, скорость стрельбы которой — четыре тысячи выстрелов в минуту!
Интересно, что раньше Барак Обама ездил на «гангстерской мечте» — огромном голубом седане Chrysler 300C с объемом двигателя 5,7 литра. Во время избирательной кампании Обама заявил, что арендованный им «Крайслер» потребляет слишком много топлива (почти 18 литров на 100 километров), чем вредит экологии. Не желая загрязнять окружающую среду, он сдал машину в автосалон и пересел на «зеленый» экономичный гибрид Ford Escape. Подержанную же машину купил житель пригорода Чикаго, поначалу ничего не знавший о ее предыдущем владельце. О том, что автомобиль раньше принадлежал Обаме, бизнесмену сообщил один из служащих автосалона. Сразу после победы Барака на выборах новый владелец выставил «Крайслер» 2005 года на аукцион. Стартовая цена автомобиля — 100 тысяч долларов, но еще до торгов его можно забрать за миллион! При этом бизнесмен утверждает, что бывший «железный конь» Обамы в прекрасном состоянии и добавляет: «Хотелось бы надеяться, что президент будет так же бережно обращаться со страной, как и со своим автомобилем».