Уже почти сорок лет песня Владимира Ивасюка «Червона рута» считается поистине народным шлягером. И кто ее только не пел: от профессиональных артистов до самодеятельных музыкантов на свадьбах. А между тем композитор написал «Руту», когда ему не было и 20 лет!
Студент Черновицкого медицинского института Володя Ивасюк стал знаменитым сразу же, как только «Червона рута» впервые прозвучала с телеэкранов.
13 сентября 1970 года автор исполнил ее вместе с молодой вокалисткой Еленой Кузнецовой в телепередаче «Камертон хорошего настроения», которая транслировалась с Театральной площади Черновцов на всю Украину. Вскоре песню исполнил ансамбль «Смеричка». Ивасюк многие свои произведения приносил другу и руководителю этого ансамбля Левку Дуткивскому.
«Смеричка» дебютировала с «Червоной рутой» в октябре 1970-го, на творческом отчете областного Союза композиторов. И первыми песню «оценили» высокие чины из Киева, назвав ее и другие произведения ансамбля низкопробными, а еще — «мыльными пузырями». Такое высказывание расстроило Дуткивского больше, чем самого Ивасюка. Но однажды «Смеричку» пригласили в Москву на передачу «Алло, мы ищем таланты», и «Червона рута» там так понравилась, что по личной просьбе ведущего Александра Маслякова ее пришлось исполнять вне конкурса. Впрочем, самое главное — народное признание песни — было впереди: «Смеричка» разнесла «Червону руту» по всему бывшему Союзу.
«Мы записывались в студии всю ночь. Сделали больше десяти дублей «Червоной руты»
— Всегда, когда слышу «Червону руту», ощущаю некоторую добрую ностальгию, — говорит Елена Кузнецова. — И, наверное, такое переживание будет со мной всегда... Очень люблю эту песню в исполнении Софии Ротару. Пытаюсь следить за тем, как другие артисты интерпретируют этот шлягер. Ведь передать характер песен Ивасюка не каждому под силу. А сколько здесь чувств: и кокетство, и просьба, и восхищение...
— Елена Николаевна, чем вы привлекли внимание композитора Ивасюка, что именно вас он пригласил спеть с ним в дуэте?
— На тот момент я уже закончила Черновицкое музыкальное училище и была солисткой ансамбля под руководством Леонида Затуловского. Это был такой себе мини-симфоджаз. И вот однажды мы давали в Черновцах концерт, на котором был Владимир Ивасюк. После выступления он подошел ко мне за кулисы и сказал, что я очень красиво спела «Балладу о красках». А потом, когда искал партнершу для первого исполнения «Червоной руты», то, наверное, и вспомнил обо мне. Я ведь еще с детских лет выступала на сцене, принимала участие в различных конкурсах, концертах и, можно сказать, в городе всегда была на виду. Хотя у меня русская фамилия (моя мама — киевлянка, а папа — русский), по духу я — украинка. Я родилась на Буковине.
— Вы, наверное, до сих пор хорошо помните все события, связанные с дебютной записью «Червоной руты»?
— Конечно, помню! Володя и его друг, звукорежиссер Черновицкого телевидения Василий Стрихович, пришли за мной в полночь. Ведь днем студия была занята, и нам дали время с 12 ночи до шести утра. Вот в такой поздний час писалась «Червона рута». Работали всю ночь, сделали больше десяти дублей. Стрихович был такой дотошный: его и то не устраивало, и это... А какой примитивной была техника! Не то, что сейчас. Под утро мы, конечно же, не спать пошли, а всей компанией отправились в парк праздновать удачную запись.
Вообще-то в вокальном плане «Червона рута» сложна для исполнения. Например, «Водограй» гораздо проще. Но сложно сказать, почему «Рута» стала популярнее «Водограя».
— Само исполнение «Руты» на Театральной площади Черновцов, наверное, стало незабываемым событием...
— А как же!.. Была хорошая погода, на Театральную площадь, где проходили съемки, пришло столько народа... Нам с Володей было всего по 21-му году (Ивасюк еще учился в мединституте), и мы не думали, что все это станет таким большим событием, что «Червона рута» настолько покорит сердца людей. Все делалось без прицела на что-то. Ведь даже если внимательно посмотреть на фотографию того времени, то можно увидеть, что мы с Володей были очень скромно одеты. Он выступал в обыкновенной рубашке, а я сама себе даже прическу делала.
— Говорят, Владимир Ивасюк тогда в одно мгновение прославился, а вы остались в тени.
— Но лучик его славы коснулся и меня. В Черновцах меня узнавали, вслед только и говорили: «Вот та девушка, которая пела «Червону руту».
— Если мыслить сегодняшними категориями, то тогда, в 1970-м, у вас был довольно-таки удачный старт для большой сцены. Будь это в наше время, вас бы уже назвали начинающей звездой...
— Мне очень часто задают вопрос, почему я не стала певицей. Это не простая тема и для меня... Так обстоятельства сложились... Дело в том, что в нашей семье родители очень строго воспитывали детей. Даже когда мы ночью записывали «Червону руту», то это очень не нравилось моему отцу. Для моих родных профессия певицы считалась несерьезной. Да, мне никогда не запрещали петь, но и хвалить меня было не принято. В результате пойти наперекор родным я не смогла.
— А как сложилась ваша карьера?
— После работы в филармонии меня пригласили преподавать вокал на музыкальном отделении педучилища. С 1997 года руководила самодеятельным женским ансамблем «Маричка», который еще в 60-х годах прошлого столетия основал сам автор одноименной песни Степан Сабадаш. Очень жаль, что была последним руководителем этого ансамбля, поскольку больше «Маричка» не могла себя содержать.
Сегодня моя самая большая радость — маленькая внучка Сонечка. А еще — мои воспитанники. Преподаю вокал в черновицком Центре детского и юношеского творчества. И искренне признаюсь, что реализовала себя в педагогической деятельности.
«Николай Мозговой бегал за мной в училище. Высокий, уверенный, немного хулиганистый. Такие парни мне нравились»
— Со своими воспитанниками поете песни Ивасюка? Ведь считается, что по исполнению его композиций можно судить, есть ли у певца голос или нет.
— Конечно, песни Ивасюка мы тоже изучаем. Понимаете, на произведениях Володи свои голоса демонстрировали София Ротару, Назарий Яремчук, Василий Зинкевич. И спеть лучше них очень сложно. Я считаю, что певец, который берет в свой репертуар песни Владимира Ивасюка, сдает экзамен на некое мастерство. К примеру, «Баллада о мальвах» получается у очень немногих. Кроме голоса, нужно иметь богатый вокальный опыт. Эту песню я считаю вершиной творчества Ивасюка. И когда ее поет София Ротару — это что-то... Сегодня же на нашей эстраде не хватает таких песен. Часто то, что мы слышим, кажется уже спетым-перепетым. Нет чего-то оригинального. В свое время мы все начинали с высокопрофессиональной художественной самодеятельности — Володя, Соня, Назар, Василий, Ян Табачник... Сегодня она практически утрачена.
— Вы учились в Черновицком музыкальном училище в то же время, что и София Ротару и Николай Мозговой. С Ротару были знакомы?
— Не просто знакомы — мы дружили. И даже учились на одном отделении. На занятиях всегда сидели вместе. Какой-то период Соня даже жила у меня дома, варила для нас их традиционную мамалыгу. Часто я ездила к ней в село Марщинцы. Долгое время мы поддерживали отношения, а сейчас практически не видимся. Талантом Сони я восхищалась всегда и искренне рада за ее такую блестящую творческую карьеру.
— Говорят, Мозговой был в вас влюблен. Это правда?
— Да, было такое, что он бегал за мной. Я тогда только поступила в училище на первый курс, а он уже учился на старшем. Мозговой был симпатичным: высокий, большеглазый... Очень уверенный в себе, независимый. А еще — немножко хулиганистый. Такие парни мне нравились. Но близких отношений между нами так и не сложилось. Правда, один раз он провожал меня домой и таки поцеловал. Мне было 15 лет, и поцелуй с Мозговым стал первым в моей жизни... Вот так! Спустя годы, когда он уже жил в Киеве, приезжал в Черновцы и спрашивал мою подругу обо мне. А та ответила: «Даже не думай с Еленой встречаться, у нее муж — полковник». Хотя на самом деле супруг был всего лишь старшим лейтенантом.
— Вокруг Владимира Ивасюка всегда было много женщин, с некоторыми из них композитора связывали и любовные отношения. Приходилось слышать, что к вам он тоже был неравнодушен...
— Когда мы вместе пели «Червону руту», то, конечно, были влюблены друг в друга. Ведь такая красивая лирическая песня!.. А что-то больше... Мне сложно об этом говорить. Естественно, между нами возникли какие-то чувства, о них мне в письме написал и сам Володя. Это было после того, как мы вместе с друзьями ездили в Карпаты. А однажды он подарил мне золотое кольцо и тихонечко сказал: «Так хорошо с тобой петь. Ощущение полета...» А вообще, Володя был галантным кавалером. Когда мы встречались, всегда приходил с цветами и конфетами. Он ценил во мне внимательного слушателя. А все окружающие удивлялись, как могли сойтись такая темпераментная, энергичная Кузнецова и мягкий по характеру Ивасюк. Володя был умным, начитанным, осведомленным в литературе и музыке. С ним было интересно.
— Когда вы в последний раз виделись с Ивасюком? Ведь потом он переехал жить во Львов.
— В 1979 году, незадолго до его смерти. Тогда я уже давно была замужем, воспитывала дочь. Как ни странно, встретились мы в Черновцах на той же Театральной площади, где когда-то звучала «Червона рута». Но как встретились! Я не узнала Володю и прошла мимо. И тут слышу за спиной: «Куця!» (это он так ласково называл меня). Я оглянулась и увидела перед собой совершенно другого Ивасюка. Внешне Володя очень изменился. Передо мной стоял как будто абсолютно чужой человек... Мы, как когда-то, прошлись по Театральной, посидели на лавочке, потом пошли в кафе и долго там говорили. Он изменился даже внутренне — в нем не было его прежней энергии, прежнего задора... А потом Ивасюка не стало. Но о его смерти я узнала уже после похорон. К сожалению...