АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН: «У МЕНЯ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО Я РОЖДЕН КЛОУНОМ. Я могу ущипнуть, за нос схватить...» - Еженедельник «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ»

Главный редактор еженедельника «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ» Александр Швец

30 марта - 6 апреля 09 года
 
События и люди
 
КАК НА ДУХУ

АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН: «У МЕНЯ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО Я РОЖДЕН КЛОУНОМ.
Я могу ущипнуть, за нос схватить...»

Легендарный актер отмечает профессиональный юбилей — 50 лет в кино

Ему сразу хочется верить. Потому что у него такие глаза, а еще улыбка, тембр голоса, который угадаешь из миллиона... Джигарханян весь такой, что ему нельзя не верить. И в кино, и на сцене, и в жизни он говорит правду. Не всегда приятную. Порой — убийственную. Но ему, как классику отечественного кино, многое прощается. Правда, как классику, слава Богу, живому прощается не все и не всеми. Но Джигарханяну до этого нет дела. Он всегда имел право быть самим собой. И намерен им пользоваться бессрочно.

«Интервью хочешь? Приходи, моя хорошая, сделаем интервью!» — говорит Армен Борисович мне по телефону. И я точно знаю, что встреча состоится. Потому что так сказал Джигарханян.

«У меня есть роли, за которые мне стыдно. Но не скажу какие»

— Армен Борисович, вы попали в Книгу рекордов Гиннесса как актер, сыгравший рекордное количество киноролей. Есть даже эпиграмма Валентина Гафта: «Гораздо меньше на Земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян»... А свою первую роль в кино вы помните?

— Представь, как давно это было, — 50 лет прошло! Я играл рабочего Акопа в фильме «Обвал». Его прозвали Качалка, потому что он был хромым. Мы показывали жизнь молодежи в сложных условиях... Жили на полустанке: с одной стороны — гора, с другой стороны — гора, а между ними — железная дорога.

— Число ролей, сыгранных вами, поражает...

— Да, их больше трехсот. Меня звали на съемки — я снимался. Это моя профессия. Я люблю ее, ничего больше не хочу и не хотел... Такой большой срок — 53 года я актерствую и ничего не умею больше. При этом испытываю некий восторг от того, что я делаю. Знаешь, у теноров, когда они правильно поют, влажнеют глаза. Это доказано медиками. Паваротти был великий певец: у него глаза влажнели! Это некое физиологическое удовольствие. Смею тебе сказать, я тоже испытываю такое удовольствие! Это сложная вещь... Извини за пафос, но некое очищение происходит, поверь мне. Я не вру — слишком старый, чтобы врать... Мне всегда было интересно работать. Новая картина, новый спектакль — я надеюсь что-то узнать, удивиться чему-нибудь... Это все делает меня богатым!

— В вашем длинном списке ролей есть та, которая вам ближе всего?

— Нет. Думаю, что нет. Искусство — процесс неостанавливаемый. Мы говорим: «В одну реку нельзя войти дважды». Та вода уже прошла — на ее месте другая вода. То же самое — искусство, творчество. Я только что отыграл, ушел со сцены — и я уже другой, чем был минуту назад: думаю иначе, смотрю иначе... Может, когда я решу завязать с искусством, пойду что-то другое делать — тогда у меня будет время посидеть, подумать, и я решу, что та или иная роль была мне ближе... Сейчас не могу сказать. Особенно о ролях в кино. Потому что кино — скоропортящийся продукт. Я смотрю фильм, где сыграл роль лет двадцать назад, и не узнаю себя «по содержанию»: играю как-то не так, курю не так... Вода прошла, понимаешь? Искусство тем хорошо, что все происходит сию минуту. Истина происходит сию минуту!

— У вас есть роли, за которые было стыдно?

— Есть. Но не скажу какие. Все равно это тот путь, который я должен был пройти. Как сказала Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора рождаются стихи»...

— Вы снялись в «смешной» картине «Самый лучший фильм», которая вызвала не самые восторженные отклики. А вы сами как этот фильм оцениваете?

— Я никогда не оцениваю — это не мое дело. Я стараюсь в кино и театре, как сказал Станиславский, показать жизнь человеческого духа. Только это! Как это рассказано — другой вопрос. Должен тебе признаться, я «Самый лучший фильм» не видел целиком. Но мне с творческой группой этого фильма было очень приятно работать. Я понимал, что это чуть другие люди, я понимал, что они чуть иначе смотрят на жизнь, но мне это было интересно. И давай предоставим каждому человеку самому судить, что получилось.

— Вы сейчас снимаетесь в каком-нибудь фильме?

— Есть хорошее предложение, но, пока не начались съемки, не буду говорить. А то иногда попадаю, извините за выражение, впросак... Каждый раз ловлюсь на это... Все эти сериалы, которые снимают 24 часа в сутки по принципу «утром в газете — вечером в куплете». «Дадите почитать сценарий?» — «А его завтра принесут». — «А что, не написан?» — «Еще пишут». Такая беспардонная «штампарня»! Люди не имеют к искусству никакого отношения! Тогда надо и остальных подобрать соответствующих. По своей сути я циник и могу дать то, что от меня требуют. Но стыдно же! Я иногда думаю: до чего мы еще опустимся?.. И вдруг сам оказываюсь в таких сериалах... Я за себя не боюсь — я же артист, клоун. Но чего мы добиваемся? Ведь есть смех, скажем, от Ильфа и Петрова, а есть смех от щекотки. И нам говорят: «Ну, ничего: вот так сделайте — и они посмеются...» Обхохочемся!

«Я понимаю, что мне 74-й год... Но я такой молодой, так хочу жить!..»

— Вас можно назвать философом?

— Ни в коем случае! Меня можно назвать — если нужно как-то назвать — жестким практиком. То есть я, как казахский акын Джамбул Джабаев, что вижу, о том и пою. Да-да, я ничего не выдумываю! Вот — как вижу! А если есть еще возможность попробовать, тогда я могу сказать: эта вода хорошая (берет в руки бутылку минеральной воды. — Авт.) или нет... Вот Фил (любимый сиамский кот Джигарханяна. — Авт.) был у меня 18 лет — и его нет. Мне говорят, мол, возьмите другого котика. Думаю: ударить по голове этого человека, что ли, чтобы он понял, что такое боль?!

— Вы не только успешный актер, но и руководитель театра имени Армена Джигарханяна. Хотя вы как-то сказали, что самое страшное для вас — руководить...

— Да, это верно. Начальник! (Презрительно улыбается.) Если я на сцене — это одно: нужно гипнотизировать. А уж если не на сцене — начальник действует приказами. Вот это не очень люблю. Вообще, у меня ощущение, что я рожден клоуном. Я могу ущипнуть, за нос схватить. А если надо говорить: «будьте любезны», «следовало бы», «будет правильным», я начинаю смеяться... Я могу сказать, что некомфортно себя чувствую на месте руководителя. А уж если от меня ждут решения... Ночь могу не спать, боясь совершить ошибку: наказать — обидеть, похвалить — тоже обидеть... Хотя в поступках я все-таки немножко разбираюсь.

— Ваша жена работает в США, и вы там проводите много времени. Но, к счастью для нас, не готовы уехать насовсем...

— Не готов, элементарно! Это другая страна, другая планета. Ответственно говорю тебе! Почему они все время улыбаются? Почему они все время говорят: «Могу я вам чем-нибудь помочь?» Почему, когда я спрашиваю у прохожего, как мне пройти куда-то, он поворачивается и ведет меня, хотя ему в обратную сторону? Простое объяснение: надежно живут, надежно! У меня здесь гостил друг, армянин из Еревана. Он сорок с лишним лет живет в Америке. Так вот, он гостил в то время, когда расстреливали «Белый дом» (речь идет о событиях 4 октября 1993 года в Москве. — Ред.). А я живу на Арбате, и выстрелы были слышны. Я, честно скажу, испугался! Думаю, не дай Бог что-нибудь случится! Друг при мне позвонил в посольство США. Он, простой гражданин, объяснил, что слышны выстрелы. И ему сказали: «Не волнуйтесь, все будет хорошо. Но если вы волнуетесь, мы пришлем машину, и вас привезут в посольство»... Понимаете, мы надеемся, что нас, граждан этого государства, кто-то защитит или, как минимум, нам помогут, а наши туристы не могли выбраться из Таиланда, когда там были беспорядки — ими никто не занимался... От этого идет наша взаимная нелюбовь.

— Вы очень красивы в своем нынешнем возрасте...

— Да? А мне в театре все время твердят, что я некрасивый. «У тебя шея короткая!» — говорят. (Смеется.)

— А сами как чувствуете себя в этом возрасте?

— Я понимаю, что мне 74-й год... Но очень часто думаю, что я такой молодой, так хочу жить! Когда я говорю об этом умным людям, они мне отвечают, что это профессиональное: у актера нет возраста... Не ответил я на твой вопрос?

← к текущему номеру

Предыдущие номера в полном объеме представлены в архиве.

 
ЛАЙМА ВАЙКУЛЕ: «Я что-то спела, и вдруг слышу голос из зала: «Малышка, я тебя беру». Это был Раймонд Паулс»
ЛАЙМА ВАЙКУЛЕ:

«Я что-то спела, и вдруг слышу голос из зала: «Малышка, я тебя беру». Это был Раймонд Паулс»

 
ВАЛЕНТИН ГАФТ: «С Ольгой Остроумовой я расписался, лежа на больничной койке»
ВАЛЕНТИН ГАФТ:

«С Ольгой Остроумовой я расписался, лежа на больничной койке»

 
события недели
19-летнюю «Мисс Россия» не пустят на конкурс «Мисс мира» из-за фотосессии для мужского журнала
Американский красный крест наградил медалью... попугая, благодаря которому удалось спасти двухлетнего ребенка
Мадонна усыновляет еще одного африканского ребенка
На первом же после операции концерте задыхающегося Бориса Гребенщикова унесли со сцены на руках
Пикассо переплюнул всех знаменитых художников по продаваемости его работ
Популярные группы «Тату» и «Гости из будущего» прекращают существование
Президент Немецкого футбольного союза Тео Цванцигер: «Тем, кто распространяет плохие слухи об Украине и Польше, следует надавать мокрой тряпкой по морде»
Сломанную ключицу Лэнса Армстронга скрепили двенадцатью шурупами
Виталий Кличко намерен судиться с немецкими таможенниками, конфисковавшими во время досмотра в аэропорту его наручные часы и сумку
Вынашивающий двойню 25-летний испанец родит в сентябре
© "События и люди" 2008
Все права на материалы сайта охраняются
в соответствии с законодательством Украины
Условия ограниченного использования материалов