Его называют самым экстравагантным украинским дизайнером, а выходки сравнивают с эпатажем великого Готье. Андре Тан, ворвавшийся в столичную тусовку из Харькова, быстро завладел вниманием модниц и звезд шоу-бизнеса. Ему предлагали стать украинским Вячеславом Зайцевым и вести вместо Бори Моисеева телепроект «Модный приговор». Андрей отказался, не в силах изменить родному «Новому каналу». Кстати, свою первую съемную квартиру Тан получил тоже благодаря «Новому». Только через четыре года жизни в столице Андрей смог купить собственное жилье. Сейчас у него небольшая уютная квартира в «сталинке» в одном из центральных районов города. В парадном допотопный лифт, а у двери свежевыведенная надпись: «Я тебя люблю, малыш...» Первое, что бросается в глаза в квартире Тана, — картины. Пять полотен Евгении Гапчинской из серии «Знаменитые модельеры». Над огромной кроватью Андрея три портрета: Александра Васильева, Карла Лагерфельда и самого Тана — по центру.
«Проект «Жертва моды» приклеил ко мне образ эдакого мальчика-сорванца, баловня судьбы, самодовольного, наглого...»
— Гапчинская — моя давняя подруга, — Андрей уже привык, что все восхищаются полотнами. — Ведь она тоже из Харькова, мы знакомы много лет. Евгения говорит, что это я подвигнул ее на создание данной серии, мы собирались иллюстрировать книгу. Когда же это не получилось, Гапчинская подарила все полотна мне...
— Это твоя первая квартира в Киеве?
— Да, я всего лишь четыре года живу в столице. Переехал сюда из Харькова и все это время снимал квартиру. Недалеко от «Нового канала», благодаря которому, собственно, и поселился в Киеве. Помню, отдыхал в Одессе, когда мне позвонили и предложили занять пост главного стилиста канала. Говорю: «Я подумаю и приеду в Киев через неделю». На что мне заявили: «Вы, наверное, не поняли — завтра вас уже ждут на канале!»
— В Харькове тебе было что терять?
— Конечно! Я прекрасно себя чувствовал, имел свое ателье в центре города, на Сумской, показывал коллекции в Киеве. Но при этом понимал, что рано или поздно не смогу жить на два города и проводить большую часть времени в поездах. В общем, решил все бросить и переехать в столицу. Конечно, первое время было о-о-очень тяжело. И это несмотря на то, что я приехал уже небедным мальчиком...
— Но на собственную квартиру в Киеве денег не хватило?
— Это было для меня что-то немыслимое! Я приехал, имея в кармане три с половиной тысячи долларов — немалые по тем временам деньги. Двухкомнатную квартиру снимал за четыреста долларов — это была зарплата на «Новом». Перевез из старого ателье две швейные машинки и сделал мастерскую в квартире. Туда начали ходить Маша Ефросинина, Юра Горбунов, Снежана Егорова, Наташа Могилевская. Через полгода я уже снял квартиру на Софиевской и сделал там ателье, потом переехал с ним на Михайловскую, но при этом все равно оставался жить на Татарской возле «Нового».
— К тому времени ты стал уже не только стилистом, но и телеведущим.
— Появился проект «Жертва моды». Он, кстати, и приклеил ко мне образ эдакого мальчика-сор-ванца, которому все легко удается. Баловня судьбы, самодовольного, наглого...
— А на самом деле...
— Я в кадре и в жизни — два совершенно разных человека. Просто на тот момент «так надо было». Я должен был прорваться в столице. Поэтому приходилось поверх брюк надевать юбку, создавать на голове сумасшедшие прически и капризничать. Но ведь по большому счету мы все играем... Знаешь, когда-то мне Ефросинина сказала фразу, которую я хорошо запомнил: «Гадов в кадре любят...»
— В конце концов на собственное жилье тебе помогло заработать телевидение?
— Скорее — мода, потому что телевидение лишь популяризировало мой бренд. Вообще, на нашем TV особо денег не сколотишь. Я прежде всего дизайнер, а уж потом — телеведущий. Моя миссия в жизни: в каждый дом — по Тану! (Смеется.) С 14 лет, когда я поступил в Харьковский текстильный техникум, я пашу на этот бизнес. Сейчас мне 25. Я отдал моде одиннадцать лет, но только сейчас начинаю понимать, как работает модная индустрия.
— Так она у нас все-таки есть?
— Только начинает зарождаться. Мы с Лилей Пустовит, словно два монстра, вгрызаемся в байеров (оптовых закупщиков. — Авт.) и продвигаем свои марки в народ. Слава Богу, моя одежда уже второй сезон продается в Милане, Берлине, Нью-Йорке.
— Причем, видимо, неплохо, учитывая покупку квартиры в одном из центральных районов столицы.
— Все началось с того, что хозяйка, у которой я снимал жилье, чуть ли не ежемесячно стала повышать мне оплату. Помню, после очередной «сдачи» денег сел в машину злой, и мой водитель Саша говорит: «Андрей, ну чего ты не купишь квартиру?!» В то время у меня была идея сделать сеть демократичных магазинов. Но проект все никак не мог осуществиться, и я, подумав, решил поступить по совету Саши, отдав все сбережения за квартиру... Кстати, первой квартирой, куда я зашел с брокером, стала именно та, в которой сейчас живу. Она не была «убитой», имелся даже какой-то посредственный евроремонт. Помню, я перешагнул порог, увидел эркерные окна в гостиной и сразу понял: моя!
«Вещи я ношу максимум один сезон. Потом раздаю знакомым»
— Андрей, сколько времени длился ремонт?
— Две комнаты мне сделали за полтора месяца — очень быстро. А ремонт в кухне и ванной закончился только недавно. Дизайнер «первой половины» — Катя Мамонова, над второй трудился я сам. Когда мы встретились с Катей, она мне задала лишь несколько вопросов: кто я по знаку зодиака, что мне нравится и чем люблю заниматься вне работы. Тогда я увлекался йогой и сказал, что люблю минимализм во всем. Поэтому в квартире низкая мебель и центральный стол в восточном стиле. Я люблю хай-тек, но чтобы при этом в нем было уютно.
— Черные потолки и красные стены создают уют?!
— Изначально потолки должны были быть как пагоды, но, когда строители сделали маленькую дырочку в стене между комнатами, они (потолки)... рухнули. Катя рассказывает, стоял такой грохот, будто взорвали дом! Слава Богу, никто не пострадал, но от идеи пагод пришлось отказаться. Тогда и появились натяжные зеркальные черные потолки. Они совершенно не крадут пространство в комнате, наоборот — создается ощущение второго этажа. Когда я лежу в кровати и смотрю в потолок, вижу себя, как в зеркале. Только гораздо красивее, без морщинок и следов усталости на лице...
— Ты делал перепланировку квартиры?
— Мы лишь пробили проемы в стене между комнатами, чтобы можно было свободно переходить из спальни в гостиную. Сама стена с двух сторон зеркальная. Ту часть, которая находится в спальне, на ночь я плотно зашториваю. В моей квартире есть еще два огромных зеркала от пола до потолка: одно — в коридоре, другое — напротив входа в ванную. Кстати, по фэн-шую это очень правильно — выходя из ванной, видеть свое отражение.
— Как это ни странно для модельера, но у тебя в квартире практически нет шкафов.
— Я попросил дизайнера, чтобы вместо шкафов были огромные полки для журналов и книг. Их удобно разместили по всей квартире на уровне вытянутой руки. А все вещи я храню в гардеробной комнате. Изначально это была маленькая кладовка. Мы «украли» немного коридора, чтобы ее увеличить. Я люблю, чтобы одежда была больше разложена, чем развешана.
— Честно говоря, меня поразило небольшое количество вещей в гардеробной.
— На самом деле вещи я ношу максимум один сезон. Потом раздаю знакомым, родственникам. Одежда — это энергия, которой нужно обмениваться. Если ты будешь ее аккумулировать в себе, то исчезнет взаимообмен. Ты отдаешь и тут же находишь для себя что-то новое. Я это испробовал на себе. К тому же мне, как человеку публичному, не пристало появляться несколько раз в одном и том же. Помню, когда только приехал в Киев и начал ходить на светские мероприятия, у меня был всего один льняной черный пиджачок. В конце концов ко мне подошли знакомые и сказали, что неприлично постоянно носить одно и то же. Думаю: «Е-мое, приехал в столицу!» С тех пор выхожу на люди в одной одежде максимум два раза.
— В коридоре у тебя целая выставка обуви.
— Это мой «фетиш». Не люблю, когда обувь пылится в коробках, она должна стоять на виду и все время «работать». Сейчас мне нравится спортивно-классический стиль. Мое последнее приобретение — черные кеды от «Маккуин», которые я купил в Нью-Йорке. В принципе, я всю одежду себе покупаю за границей. У нас на те же вещи совершенно космические цены.
— Где самый интересный шопинг?
— Обожаю Нью-Йорк и Гонконг. В Нью-Йорке я купил супермодный черный костюм из жатой ткани от Патриции Пеппе за сто долларов. Коллекция «весна—лето»! Знаешь, сколько он стоил изначально? 1100 долларов! В Америке все продается такими объемами, что десять последних костюмов могут продать за «смешные» деньги.
«Мой любимый запах сделан на основе... отрыжки кашалота, которая привлекает самок»
— Верхняя полка твоей гардеробной просто завалена огромными сумками.
— Очень люблю большие мужские сумки. Последнее приобретение — черно-белая сумка от «Ив Сен-Лоран». Я купил ее в Нью-Йорке за четыреста долларов. У нас такая же стоит две с половиной тысячи.
— Что мужчина может сложить в такую большую сумку? Ну, женщина, понятно, полкилограмма косметики...
— У меня в сумке всегда есть какой-то парфум, несколько журналов, три пары очков, ежедневник.
— Чем ты сейчас пахнешь?
— «Кристиан Лакруа». Это мой любимый запах. Какую бы новинку ни пробовал, все равно возвращаюсь к нему. Я его вообще не чувствую! Это МОЙ запах. Без него не могу даже в кровать лечь, душусь — и кайфую от того, что мое тело благоухает.
— Сладковато-приторный запах...
— Он сделан на основе... отрыжки кашалота, которая привлекает самок. Так что, девочки, держитесь!
— Во всей квартире стены — просто крашеный кирпич.
— По-моему, отличная идея. Мы специально ничего не делали с кирпичом, никак его не обрабатывали. Он такой, какой есть — красный в гостиной и белый в спальне и кухне. Кстати, изначально я хотел поменять местами ванную комнату с кухней. Ванную сделать огромную, а кухоньку лишь для плиты — все равно я дома почти не ем. Но когда увидел смету, во сколько мне обойдется перенос труб и сантехники, решил все оставить, как было.
— Красные стены — не слишком ли агрессивно?
— Они меня успокаивают. В гостиной дизайнер нарисовала на стене творческое дерево, там даже есть надписи «Андре Тан». В нескольких местах прикрепила неоновые лампы. Когда я зашел в комнату после ремонта, первое, что сказал: «Мне кажется, я буду жить в гараже...»
— Модный гараж... Кстати, почему ты не поменял старые батареи?
— Принципиально. Мне кажется, время глянцевых итальянских батарей, как и евроремонта, отошло. Куда красивее и теплее жить со старинными чугунными. Единственное — мы сняли старую краску и покрасили их в серебряный цвет.
— На центральном месте в гостиной стоит золотая фигурка Будды. До сих пор занимаешься йогой?
— Как ни странно, статуэтку я купил в Барселоне. Шесть лет я серьезно занимался сахаджи-йогой, сейчас, к сожалению, нет. Просто не хватает времени. Ведь надо 45 минут утром и вечером медитировать и при этом вести более спокойный образ жизни. Поэтому я поменял йогу на спортзал. Каждый день в семь утра я уже на тренажерах.
Хотя, думаю, когда-нибудь к йоге все-таки вернусь. Лет через пять...
— Неужели будет больше свободного времени?
— Может быть. Ведь, я надеюсь, к тому времени у меня уже будет своя фабрика...