Его зовут Джон Майатт. Ему 63 года. Еще недавно он сидел в тюрьме за... подделку произведений знаменитых мастеров живописи! Скотленд-Ярд считает, что Джон совершил крупнейшую аферу XX века в области изобразительного искусства. Знатоки называют Майатта самым талантливым фальсификатором в мире. А бывшие сокамерники по тюрьме в Брикстоне окрестили его просто — Пикассо.
Эта криминальная история со счастливым концом началась в 1983 году. Джон Майатт, учитель рисования, овдовел. Небольшого жалования не хватало на то, чтобы прокормить себя и двоих несовершеннолетних детей. Он брался за любую работу — ничего не помогало. Тогда Джон дал объявление в газету, предложив «идеальные копии мировых ше-
девров за 150 и 200 фунтов стерлингов». Некоторое время спустя ему позвонил мужчина, назвавшийся профессором Дрю. Он заявил, что является крупным специалистом в области ядерной физики, поэтому в некотором смысле ограничен в свободе передвижения, и попросил Джона не удивляться тому, что они не смогут пока познакомиться лично. Майатта это не смутило: ведь профессор заказал сразу несколько работ. На протяжении последующих двух лет Дрю купил у учителя рисования 14 копий. Джон был счастлив!
В 1986 году «физик» снова вышел на связь и попросил написать картину в стиле известного кубиста Альберта Глейцеса. Заказ был выполнен. Вскоре Дрю позвонил и сообщил Майатту, что продал картину... с аукциона «Кристис»! И купили ее за 25 тысяч фунтов (почти 50 тысяч долларов). Неделю спустя Джон получил коричневый конверт, в котором лежала половина вырученных денег. Их хватило на то, чтобы решить все его финансовые проблемы. А Дрю предложил постоянное сотрудничество. «Я был поражен, не мог понять, как эксперты «Кристис» не определили подделку! Ведь вместо красок я использовал эмульсию для внутренних работ и жидкий клей!» — вспоминает Майатт.
За семь лет Джон написал по заказу профессора Дрю более 200 картин в стиле самых разных художников — Матисса, Моне, Пикассо, Модильяни, Ван Гога, Шагала... В 1995 году Майатта арестовали. Он согласился сотрудничать с полицией. Удалось проследить большую часть его подделок. Однако на сегодняшний день в чьих-то коллекциях хранятся примерно 80 картин, написанных Джоном по заказу профессора Дрю. Их владельцы даже не догадываются, что купили на аукционе подделки! Скотленд-Ярд считает, что общая сумма, которую мошенники получили в итоге, превышает 10 миллионов фунтов стерлингов (20 миллионов долларов). Правда, Дрю забирал львиную долю.
Суд смилостивился над талантливым фальсификатором. Учтя помощь, которую Джон оказал следствию, его приговорили к году тюремного заключения. Отсидел он и того меньше — четыре месяца. Вся администрация Брикстона ходатайствовала о его досрочном освобождении: он написал портреты начальника и половины охранников. Не отставали и заключенные. Они меняли телефонные карточки на рисунки Джона, которому хотелось чаще разговаривать со своими детьми. Выйдя на свободу, он поклялся, что больше никогда не возьмет в руки кисти и краски. Майатт женился во второй раз. Стал набожным. По воскресеньям посещает церковь, в которой играет на органе. У него уже пятеро детей.
Возможно, никакой персональной выставки в лондонской галерее «Castle Gallery» и не было бы, если бы не... Скотленд-Ярд. Следователь, который вел дело Майатта, попросил об услуге — написать портрет его семьи. Джон не мог отказать. Картина удалась на славу. И тогда инспектор полиции уговорил талантливого художника заняться любимым делом. Только теперь Майатт честно ставит рядом с подписями признанных мастеров, в чьем стиле он пишет, собственную.
В интервью британской газете «Индепендент» Джон слегка приоткрыл секреты того, как он работает, как ему удается столь точно передавать чужой стиль, чужую технику. «Я прихожу в музей и внимательно изучаю картину, которую затем хочу использовать. Не делаю при этом никаких зарисовок, пометок. Раньше было нельзя: мог вызвать подозрения. Теперь уже нет необходимости. Минут 20 я словно гипнотизирую полотно. Потом еду домой и приступаю к работе. Все! Картина у меня в голове, словно файл в памяти компьютера... Кроме этого, изучаю биографию художника. Мне важно знать все. Я словно воскрешаю тех, кто дарил ему вдохновение. Сейчас кажется, что время позволяет мне писать новые главы в жизни знаменитых мастеров…»