Как создавался ресторан «Коммунальная квартира», видела вся страна. В ходе реалити-шоу на Первом Национальном канале ведущие проекта — супруга футболиста Владислава Ващука Маргарита Сичкарь (рестораны «Тампопо», Pleasure cafe), ее подруга Виола Ким (клуб «111», Pleasure cafe, бар «Виола») и президент международной школы барменов Сергей Кодацкий отбирали и обучали персонал для будущего заведения. Причем участниками могли стать любые юноша или девушка, даже если они никогда ранее не работали в ресторанном бизнесе и вообще только вчера приехали из глубинки. Люди попадались не всегда талантливые, но колоритные и амбициозные, отчего смотреть программу было только интереснее. И вот буквально на днях необычный ресторан распахнул свои двери для посетителей.
Внутри все действительно похоже на советскую коммуналку: длинный коридор, от которого в разные стороны расходятся комнатки, недоклеенные обои, типовая мебель, громоздкие проигрыватели, печатная машинка, портрет Есенина и даже кровать с пружинами, в изголовье которой висит коврик с оленем. Меню тут — в форме газеты, где, кроме названий блюд «народной» и «буржуйской» кухни, напечатаны детские фотографии украинских звезд. Мол, кто угадает, тому приз от заведения. Названия у блюд — это вам не какое-нибудь модное «консоме с профитролями», а понятные всем ассорти из сала с чесноком «Народное достояние», селедочка с луком и картофелем «Гражданочка», салат оливье «Коммунальный праздник», глазунья «Лампочка Ильича», язык теленка «Генплан» и ребрышки «Идейного масштаба». Есть кушанья и более сложные: суп мисо «Заграничный», паста «Происки капитализма», блины с искрой «Навар контрабандиста» и манты «Генеральские». О своем необычном заведении Маргарита Сичкарь и Виола Ким рассказывали, не отрываясь от омлета «Утро в коммуналке».
«По понедельникам весь персонал будет ходить в домашней обуви, а клиенты — получать в подарок обычные тапки»
— Нам повезло, — говорит Маргарита. — Сам формат коммунальной квартиры — это бесконечная креативная история. Мы уже напридумывали просто колоссальное количество интересных штук. Например, тапкин день, когда по понедельникам весь персонал заведения ходит в домашней обуви. Плюс каждый, кто придет к нам в такой тяжелый день, как понедельник, получит в подарок тапочки с логотипом «Коммунальной квартиры». Простые такие, тряпичные тапки, в которых удобно ходить дома. А если износятся — в любой понедельник их можно будет обновить.
Еще одна идея — будильники вместо табличек с надписью «Резерв» на столах. Мы уже бросили клич среди знакомых, скоро проведем «Будильник-пати», куда каждый гость придет со старым поломанным будильником. На любом блошином рынке такие уж точно есть. Фишка в том, что когда кто-то заранее закажет столик, мы будем выставлять стрелку на время резерва, а сверху прикалывать визиточку с именем заказавшего этот стол.
— У вас коллеги идеи не воруют?
— Вот я и не хочу все свои идеи рассказывать, потому что, к сожалению, воруют. Я ведь первая у нас в стране придумала все эти тематические вечеринки, и теперь другие отлично этим пользуются. В Москве же главный заводила — мой хороший друг Олег Назаров, который написал книжку «Как раскрутить ресторан». Раньше я у него училась, а теперь он, когда слушает мои идеи, восхищается: «Ой, классно, я тоже так сделаю!» А в последнее время сеть «Наша карта» начала регулярно делать вечеринки, похожие на мои, и это уже смешно.
Хотя главное, что отличает все наши мероприятия, это сильная идея, продуманная и проработанная до конца. Вот к открытию мы сделали «Сидушку-пати»: поставили в зале унитазы, на которые приглашенные звезды устанавливали «сидушки», сделанные собственноручно. Некоторые принесли настоящие произведения искусства! Певица Лилу сделала сиденье, из которого торчат ножки и руки. На нем надпись: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Певица Алена Винницкая превратила свое сиденье в гитару, натянув струны. Рэппер Ларсон украсил «сидушку» кучкой... из золотых монет. Маша Фокина вставила в отверстие зеркало, на котором оставила отпечаток своих губ.
— Насколько мне известно, в коммунальной квартире вы не жили никогда...
— Не жила, но бывала у моей одноклассницы. Помню, коридор, четыре двери в комнаты, а я не понимаю, куда нам идти, так в этом коридоре темно. Но больше всего запомнился поход в туалет. Меня поразило количество кругов для унитаза, висящих на стенах. Позже мне объяснили, что у каждой семьи свое сиденье.
А потом коммунальная квартира у меня стала ассоциироваться с общежитием, потому что, когда я год жила в институтском общежитии, там была общая кухня, комната с четырьмя кроватями, разделенная шкафами. У каждого за шкафом была своя территория. Кстати, интересная особенность: люди, живущие в коммуналке, мечтают об отдельной квартире, но, переехав в нее, всегда с ностальгической ноткой вспоминают о прошлом. Об этих общих застольях, о замках на холодильниках, о всяких пакостях, которые делали соседи по коммуналке. Ведь когда люди живут на одной лестничной площадке и не знают друг друга, это грустно.
«Повар, которого мы обучили, ушел от нас без предупреждения. Встречу — дам в дыню»
— Сложно было найти помещение для «Коммунальной квартиры»?
— Идея ресторана появилась у меня лет девять назад, когда я попала в галерею «Ра». Она находится в подвале, и там темно, как в коммуналке. Я тут же вдохновилась и подумала: «Вот бы найти такое помещение и сделать ресторан только для своих. Я так в это погрузилась, нашла сайт «Коммуналка.ru», на котором множество забавных историй из коммунальной жизни. Но помещения подходящего не было. А когда мы с Виолой открыли Pleasure cafe и стали искать место для следующего ресторана, она вдруг звонит: «Рита, мне предложили помещение на Льва Толстого, поехали, посмотрим». Мы вошли, я увидела этот длинный коридор, встала в самом начале и говорю: «Виола, я знаю, что здесь будет». Она говорит: «Что?» — «Коммунальная квартира». Она: «Круто»!
— А потом вы затеяли шоу на телевидении, и все поняли, как сложно воспитать хорошие кадры. Много случалось курьезов во время отбора персонала?
— Кастинг — это отдельная история, — вступает в разговор Виола Ким. — Помнишь, Рита, как мы смеялись? Пришло около 50 человек. Рита отбирает на кухню, я — в зал, Сережа — в бар. И тут заходит мальчик и начинает петь себе дифирамбы, мол, я такой классный... Мы его забраковали. Тогда он заявляет: «Подождите, я еще плавать могу!» — «Ну поплавай тут!» — «Я еще на шпагат умею садиться!» — не унимается он. Нет, ты представляешь, подпрыгивает, начинает садиться — а до пола чуть ли не метр! «Ой, не подготовился...»
Или пришла, мягко говоря, несимпатичная девушка. Хочет быть официанткой. Я говорю: «Вы не можете стать официанткой, ведь это лицо зала. Куда вам с таким лицом?»
— Обиделась?
— Виола такой открытый человек, — заступается за подругу Маргарита, — она говорит все, что думает. Кто смотрел программу, удивлялись: «Боже, Виола так людей унижает!» А я им доказывала, что просто иронично поддевает.
— Или был мальчик, которого мы обучили на сушиста, — продолжает Виола. — Приехал полный «ноль», ни образования, ничего, мы его взяли, научили, платили ему 500 долларов. А он вдруг взял и ушел. Не предупредив и даже не сдав смену!
— Если встречу его где-то, дам в дыню! — восклицает Маргарита. — А увижу в каком-то заведении — скажу, что он меня отравил. Или брошу таракана засушенного и сверну на него... Шутка, конечно.
«У меня ощущение, что я вечно беременна»
— У вас на профессиональной почве разногласия возникают?
— Не часто. Вот только один момент... У нас Виола слаба в математике... (Виола делает удивленный вид и все смеются.) Она в расходную часть не вмешивается и почему-то всегда борется, чтобы цены были как можно ниже. Отстаивает интересы гостя. А я ей говорю, что не можем мы не учитывать стоимость аренды и кучу других расходов. Мы все-таки не альтруистки, а бизнесмены.
— Объясните, почему вы считаете, что люди будут ходить в ресторан, который напоминает коммунальную квартиру и где вместо роскоши сплошная простота?
— Когда-то был период кича, потом все ударились в гламур, — растолковывает мне Виола. — Стали открывать клонированные шикарные заведения с дорогими люстрами и диванами. А теперь людям захотелось от всего этого отдохнуть. «Коммуналка» — вечная тема, причем, чем больше времени пройдет, тем интереснее будет. И даже если тут начнут отклеиваться обои, обдираться столы, все будет выглядеть органично.
— Не боитесь, что к вам начнут приходить, чтобы в домашней обстановке просто пить чай?
— Мы тогда поднимем цену на чай, — смеется Сичкарь. — Кстати, чай будем подавать в самоваре, а к нему — шоколадные плитки типа «Аленки», только называться они будут «Виолка». А еще — конфеты «Белочка», «Мишка на севере», варенье и бублики...
— Кризис уже ощутили?
— Да, — признается Ким. — Прибыли стало меньше, а поставщики подняли цену на 20—30 процентов.
— Но наценка в ресторане пока позволяет нам пережить вот эти перепады, — говорит Маргарита. — К тому же деньги не исчезают, они просто перетекают из одного кармана в другой. То есть меняется публика — и все. Правда, ходят уже меньше. Особенно в рестораны высокой ценовой категории. Но те, кто привык кушать вне дома, от своей привычки не откажутся. Так что «Коммуналку» с ее средними ценами мы удачно открыли. В свое время в Москве, когда был дефолт и когда все рестораны практически пустовали, олигархи, ну, богатые люди, кушали в «Елки-палки».
— Маргарита, этот ресторан вы создавали, вынашивая дочку. А после родов сразу вышли на работу. Правду говорят, что, когда женщина беременна, ей хочется «сплести гнездо» — сделать ремонт, открыть ресторан?
— Я, кстати, когда открывала «Тампопо», тоже была беременна. А вообще, у меня ощущение, что я вечно беременная, потому что постоянно плету какое-то гнездо...