Американский автоконцерн General Motors, с которым за мировое господство последние годы настойчиво борется японская Toyota, в сентябре отметил 100-летие со дня основания. Концерн пережил две мировые войны, Великую депрессию, производил больше всех в мире автомобилей и вот теперь стоит на пороге полного краха. Как заявляет руководство автогиганта, без помощи правительства США General Motors не сможет продолжать работу. Спрос на его автомобили упал до уровня Второй мировой войны (в целом жители США стали покупать на треть меньше машин, чем год назад).
В результате финансового кризиса продажи машин американских марок упали до уровня Второй мировой войны
С начала года убытки General Motors составили почти 25 миллиардов долларов. Всего же за последние четыре года автогигант потерял в три раза больше. Если компания обанкротится, под удар попадут все принадлежащие ей марки, среди которых Opel, Chevrolet, Saab, Cadillac, Hummer, Buick, Pontiac, Daewoo. Конечно, говорят аналитики, это не значит, что бренды исчезнут. Некоторые из них, наверняка, кто-то выкупит. Но будет ли продолжен выпуск нынешних моделей в условиях, когда обанкротятся также предприятия по выпуску комплектующих, большой вопрос.
Усиленно ищут пути спасения и два других американских гиганта — Ford Motor и Chrysler. Первый сейчас пытается найти покупателя на свой пакет акций «дочерней» японской компании Mazda. Второй — ведет переговоры с Hyundai о продаже корейцам марки Jeep. Однако более всего тройка американских автогигантов уповает на нового президента США. Именно от него ждут решения о выделении погибающей штатовской автоиндустрии помощи в 50 миллиардов долларов. Любопытно, что половина этой суммы, по неофициальным сведениям, должна быть направлена на медицинское обеспечение сотрудников!
Вообще, всяческие социальные выплаты — бич национальной американской автопромышленности. Японским автопроизводителям в США час работы сотрудника уже обходится на 30 долларов дешевле, чем американским, и разрыв растет. Ford, General Motors и Chrysler кормят не только себя, но и армию своих пенсионеров. Обязательства «большой тройки» перед профсоюзом превышают 100 миллиардов долларов!
По словам профессора Мэрилендского университета Питера Моричи, вина за развал автоконцернов полностью лежит на профсоюзе рабочих автомобильной промышленности (UAW). По мнению известного экономиста, членам профсоюза никто не объяснил, насколько несопоставимыми с остальным миром являются зарплаты американских рабочих, их льготы, многочисленные страховки и другие социальные выплаты. При этом японцы, отмечает эксперт, с самого начала не допускали создания профсоюзов на своих новых заводах в США. Самое ужасное, что американские автоконцерны так и не успели перестроить свое производство, перейти от выпуска допотопных прожорливых пикапов к современным экономичным малолитражкам. Фактически, говорят специалисты, Америке сейчас нечего предъявить мировому авторынку, она безнадежно отстала.
Впрочем, мировой финансовый кризис, который привел к серьезнейшему за последние 20—30 лет падению продаж автомобилей по всему миру, затронул всех без исключения автопроизводителей — европейских, японских, китайских. Так, французский концерн Peugeot Citroen планирует в конце года сокращение объемов производства примерно на десять процентов. Другой крупный французский производитель — Renault — объявил, что приостановит деятельность всех своих заводов на одну-две недели, чтобы не затоваривать склады непроданными машинами. Toyota, объем продаж которой в Японии сократился до уровня 1968 года, объявила об увольнении трех тысяч сотрудников, что составляет половину работающих в компании! Nissan сокращает две с половиной тысячи работников в США и Испании и тысячу у себя на родине, в Японии. Однако, пока японцы говорят лишь об уменьшении прибыли — разговор о банкротстве и долгах не идет.
Возможно, на фоне общемирового падения цен автомобили в Украине... подорожают
В Украине ситуация не лучше. Завод «Еврокар» в Закарпатье, выпускающий автомобили Skoda, сообщил о сокращении производства наполовину. Около 800 сотрудников предприятия были отправлены во временный оплачиваемый отпуск. «АвтоЗАЗ» планирует уменьшить выпуск автомобилей на 40 процентов. С 1 декабря полностью останавливает производство Бориспольский автозавод, выпускающий небольшие городские автобусы «Эталон».
Пытаясь спастись, украинское автомобилестроительное лобби сейчас усиленно проталкивает в парламенте и правительстве проект решения о поднятии ввозных пошлин на импортные автомобили. Речь идет о возврате к прежней пошлине в 25 процентов, действовавшей до 16 мая 2008 года. Говорят, эта мера позволит хоть как-то поддержать украинские автозаводы. Авторы проекта решения ссылаются на нормы Всемирной торговой организации, которые, дескать, позволяют государству защищать свой рынок от импортных товаров в случае угрозы платежному балансу страны. Как утверждают эксперты, Комитет Верховной Рады по вопросам таможенной и налоговой политики уже обратился в Минэкономики с поручением провести переговоры с ВТО и ЕС относительно временного повышения пошлин на импортные автомобили в условиях финансового кризиса. Причем, по словам главы Комитета Сергея Терехина, «неформальный ответ» по этому вопросу от Всемирной торговой организации уже получен. Штаб-квартира ВТО в Женеве пишет, что теоретически Украина может поднять пошлины «для поддержания занятости в отдельных отраслях экономики».
По словам экспертов, этот расплывчатый ответ наверняка будет использован автомобильным лобби для того, чтобы протащить в парламенте решение о поднятии пошлин. Как следствие, на фоне общемирового удешевления автомобилей в Украине иномарки вопреки здравому смыслу... подорожают. Вслед за ними, вероятнее всего, поднимутся в цене и автомобили, собираемые у нас в стране, как это уже было не раз.