Народная артистка России Лариса Анатольевна Лужина свой нынешний юбилей решила отметить без пышных торжеств. И дело не в каких-то финансовых трудностях. Просто актриса категорически не признает свой возраст. «На торжестве ведь объявят, что мне уже 70 лет! А я в это не верю — мне даже плохо от этого может стать!» — заливается она заразительным смехом.
И действительно, поверить, что красавице Лужиной уже 70, невозможно. В глазах — прежний задор. Она так и осталась «улыбающейся манекенщицей», как называли Ларису Анатольевну в первом советском Доме моделей, где она начинала свою карьеру. Это уже потом была работа в кино. Сегодня фильмография актрисы насчитывает более 40 картин, среди которых — ставшие культовыми «На семи ветрах», «Вертикаль», «Штрафной удар», «С любимыми не расставайтесь»...
«Особых подарков к юбилею не жду — у меня все есть»
Лариса Анатольевна пригласила нас в свою московскую квартиру на Крылатских холмах.
— Как у вас красиво! — вырвалось невольно.
— Спасибо! Дизайном своей «трешки» занималась сама. А было время, когда я не могла позволить себе красивую обстановку, дорогую вещь... Тогда актеры были не востребованы — все сидели без денег, даже на еду порой не хватало... Потом ситуация изменилась. Я вот, например, в сериале «Любовь как любовь» полтора года снималась, и гонорар за работу стал для меня хорошей поддержкой. Да что говорить — у меня все отлично! И подарков я особых не жду к юбилею, потому что у меня все есть. Вот если бы сыну квартиру дали — это было бы для меня самым главным подарком! Все у сына есть: замечательная семья — жена Маша, двое сыновей Даня и Матвейчик, интересная работа звукорежиссера на «Мосфильме»... Осталось вопрос с квартирой решить. Никак они не могут выбраться из хрущевки. Дом стоит уже много лет «под снос», и все никак не снесут...
Лариса Анатольевна с любовью говорит о сыне, о его семье. И очень сожалеет о том, что ей, знаменитой, востребованной актрисе, приходилось на время съемок отправлять маленького Пашу к своей маме Евгении Адольфовне в Таллинн или к родственникам мужа — кинооператора Валерия Шувалова (второй муж актрисы. Всего у нее было три брака. — Ред.).
— Но Паша всегда попадал в хорошие руки, — говорит Лариса Анатольевна. — И если я не могла уделить ему своего времени, то это восполняли родственники — приятные интеллигентные люди. Поэтому Павел вырос достойным человеком. Его ценят на «Мосфильме», и для меня большая честь, что он работает с такими мэтрами кино, как Карен Шахназаров, Станислав Говорухин, Светлана Дружинина...
В Великую Отечественную актриса чуть не умерла от голода. Маленькая Лариса наверняка стала бы одной из многих тысяч жертв, если бы не подвиг ее отца, Анатолия Ивановича Лужина...
— Папа был моряком, — рассказывает Лариса Анатольевна. — Во время войны он защищал форт «Серая лошадь» на берегу Финского залива недалеко от Кронштадта. Получил ранение, и после госпиталя его отправили долечиваться домой. Вместе с нами отец попал в блокаду... Мама не любила рассказывать мне о тех событиях. Ее можно понять — она потеряла мужа, свою мать и дочь Люсю, мою старшую сестру... Но она мне рассказала, как давала больному отцу кусочки хлеба, чтобы он поскорее поправился... А когда папа умер, нашла под его подушкой ржаные сухари. Он не ел хлеб — берег для меня...
Когда советские войска сняли блокаду Ленинграда, Ларису и ее маму эвакуировали.
— Мы оказались в городке Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области, — рассказывает актриса. — Я помню детский сад, нашу собаку по кличке Букет... Жили сначала в землянке, а потом нас приютила одна добрая женщина...
Именно в эвакуации Лариса Анатольевна заслужила свои первые аплодисменты. На новогодней елке в детском саду она прочитала стихотворение Твардовского «Исповедь танкиста». Военные стихи из уст ребенка растрогали женщин до слез — ведь многие из них потеряли на войне отцов, мужей, сыновей...
— Женщины плакали, а я уплетала котлету, которую мне вручила как награду заведующая детским садом, — вспоминает Лариса Анатольевна. — Я была так счастлива! И совсем не понимала, почему же плачут мои слушательницы...
«Узнав, что я еду в Париж и Канны, бывшие коллеги из таллиннского Дома моделей прислали мне в Москву два платья необыкновенной красоты»
Впервые за границей Лариса Лужина оказалась в составе творческой группы фильма «На семи ветрах» режиссера Станислава Ростоцкого.
— Был 1962 год, время «железного занавеса», никто тогда из нашей страны не выезжал за границу, — вспоминает Лариса Анатольевна. — Мы только мечтали об этом, слушали по радио «Голос Америки» или Би-би-си. И, конечно же, представить не могли, как проходят заграничные кинофестивали, вручение премии «Оскар» или что-то в этом роде... Для меня реальность, в которой я оказалась в Каннах, была сказкой! Красивые женщины, мужчины — все в вечерних туалетах! Некоторых из них я знала по фильмам, которые мы смотрели, когда учились во ВГИКе... Передо мной проходили настоящие звезды мирового кино: Робер Оссейн, Натали Вуд, Моника Витти и ее муж — великий Антониони... Мы старались выглядеть не хуже этих красавиц и красавцев. Но, конечно, было заметно, что мы — из Советского Союза...
И хотя картина «На семи ветрах» была показана вне конкурсной программы (Советский Союз в том году представлял фильм «Когда деревья были большими»), к кинофестивалю в Каннах молодая актриса готовилась, как главная виновница торжества. Красавицу Ларису Лужину в эту поездку снаряжали всем миром.
— Когда-то я работала в таллиннском Доме моделей и там же снималась для первого модного журнала «Силуэт» — прототипа «Бурды». Он выходил с выкройками и был невероятно популярен в Советском Союзе, — вспоминает Лариса Анатольевна. — Коллеги меня очень любили. И когда они узнали, что я еду в Париж и в Канны, прислали мне в Москву два вечерних платья необыкновенной красоты!
К поездке за границу актриса подготовилась более чем тщательно.
— Во ВГИКе в советские времена училось много иностранцев, были даже настоящие принцы с островов, правда, они у нас картошку чистили и полы мыли наравне со всеми. И вот один наш товарищ, африканец Коста Диани, говорит мне: «Ты твист танцевать умеешь?» А этот танец был запрещен у нас во ВГИКе, и если кто-то ставил на танцплощадке пластинку с этой музыкой, свет тут же выключали, а молодежь выгоняли из зала. Я ему говорю: «Нет, не умею». — «Это же сейчас самый модный танец! Вдруг тебя пригласят, а ты не сумеешь его танцевать!» И Коста стал меня учить модным движениям...
Товарищ Ларисы как в воду глядел. На одном из приемов молоденькую советскую актрису пригласили танцевать твист. Девушка не сразу отважилась публично исполнить запрещенный на ее родине танец, но Сергей Герасимов, у которого она училась во ВГИКе, разрешил своей студентке выйти на площадку. А потом ему же пришлось спасать свою подопечную от гнева министра культуры Екатерины Фурцевой. Она увидела во французском журнале «Пари Матч» статью под названием «Сладкая жизнь студентки» и фото Лужиной, танцующей твист. Герасимов убедил министра, что Лужина вовсе не хотела танцевать этот аморальный танец, но, чтобы спасти престиж страны, вышла танцевать с иностранцем. Фурцева поверила уважаемому режиссеру, и вольность Лужиной была прощена.
«Молодость — мое вечное состояние. И стареть я не собираюсь!»
Долгое время считалось, что песню «Она была в Париже» актер, поэт и музыкант Владимир Высоцкий посвятил своей возлюбленной, а потом и жене — французской актрисе Марине Влади. И лишь Лариса Лужина знала, что песня эта посвящена ей. Но никогда и никому об этом не обмолвилась...
— И вот однажды Валера Золотухин при всех объявил, что песня эта посвящена Ларисе Лужиной. Отпираться было глупо, потому что это было правдой, — вспоминает актриса.
С Высоцким Лариса Лужина встретилась на съемках картины Станислава Говорухина «Вертикаль».
— После картины мы с Высоцким подружились, — говорит Лариса Анатольевна. — Мой муж (первый. — Ред.) оператор Леша Чардынин сразу нашел с ним общий язык, и Володя часто приезжал к нам домой. Я всегда с нежностью относилась и отношусь к нему. Но когда первый раз услышала эту песню, она мне даже не понравилась. «Наверно, я погиб: глаза закрою — вижу. Наверно, я погиб — робею. А потом... Куда мне до нее — она была в Париже. И я вчера узнал — не только в нем одном!» — песня шутливая, но я тогда не поняла юмора. А сейчас я очень благодарна Владимиру Семеновичу: он и обо мне оставил память! И через много лет кто-то скажет: «Лужина? А-а, это была такая актриса, ей Высоцкий песню посвятил!»
Кстати, на комплименты типа «Какая вы красивая!» или «Как прекрасно выглядите!» актриса с усмешкой отвечает:
— Да какая ж я красавица? У меня неправильные черты лица, широкая кость. Я никогда не была в себя влюблена. Единственное, что мне нравилось, — это мои зеленые глаза. Они, кстати, могут менять цвет. Вот они мне до сих пор нравятся! Ничего особенного я с собой не делаю. Разве что в бассейн хожу много лет. Я уверена, что внешность человека зависит от его внутреннего состояния: если человек молод душой — это отражается и на его лице! Молодость — мое вечное состояние. И стареть я не собираюсь! — говорит актриса. Не верить ей нет никаких оснований.
А еще Лариса Анатольевна планирует... сесть за руль автомобиля! Уже этим летом.
— У меня есть водительские права, но я никогда сама не водила машину, — рассказывает актриса. — Сейчас жалею, что не занялась вождением раньше — к семидесяти годам была бы уже асом! Я же снималась в фильме «Гонщики», ездила в кадре на «Жигулях», с профессиональными гонщиками общалась. И вот до сих пор сидит у меня в голове: хочу водить машину — и все тут! Летом покажу свои умения инструктору, и если он скажет, что мне не дано водить машину, — только тогда успокоюсь...