АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ: «На съемках «Белого солнца пустыни» жен Абдуллы всегда не хватало. На кого надели паранджу — тот и жена» - Еженедельник «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ»

Главный редактор еженедельника «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ» Александр Швец

3 - 10 ноября 08 года
 
События и люди
 
киноперсона

АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ:
«На съемках «Белого солнца пустыни» жен Абдуллы всегда не хватало. На кого надели паранджу — тот и жена»

Народный артист России сыграл одну из главных ролей в новом фильме Ильи Ноябрева

В свои 78 лет популярный актер продолжает активно сниматься в кино. Режиссеры с удовольствием приглашают его в свои картины. На счету Анатолия Борисовича около ста работ («Опасные тропы», «Друг мой Колька», «Дайте жалобную книгу», «Берега в тумане»), но больше всего зрители помнят его по роли товарища Сухова из «Белого солнца пустыни» (1969 год). Фильм купили 130 стран мира! Стать популярным Анатолий Кузнецов мог и гораздо раньше, если бы согласился сыграть роль парня, влюбленного в героиню Людмилы Гурченко в фильме «Карнавальная ночь». Но тогда эта роль показалась ему неинтересной. А сыгравший сантехника Юрий Белов на следующий день после премьеры проснулся звездой! Впрочем, раньше Анатолий Борисович частенько огорчал режиссеров своими отказами. Не стал играть в фильмах «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Гараж»... «Успех предугадать невозможно», — разводит руками знаменитый актер. Он и сейчас соглашается только на те предложения, которые близки его внутреннему миру.

 

 

«Не могу назвать себя обеспеченным человеком»

— Кого вы играете в фильме Ильи Ноябрева «Возвращение блудного мужа»?

— Бывшего партийного работника, главу семьи, о которой идет рассказ.

— Вам часто доверяют положительных героев...

— Я учился в Школе-студии МХАТ. И к каждой роли, которую мне предлагали, относился уважительно. К каждому предлагаемому образу, каким бы он ни был по объему и значительности, подхожу по-новому: ищу свои краски, выражения, в контексте всего сценария... Я пытаюсь следовать своей школе, которую обожаю.

— Вы так много снимаетесь. Не утомляет жесткий график, переезды?

— Сейчас вообще людям непросто жить. Я по утрам стараюсь делать зарядку, по возможности гулять пешком, днем — работать, ночью — отдыхать и поменьше есть. Жиры практически не употребляю — они старят организм. Если нет выбора, предпочитаю вообще не принимать пищу. И, знаете, становится легче. Появляются силы, хочется работать.

Это мой труд, я на это шел, как говорится, сознательно, с юных лет. Конечно, мне тяжело. Но в этот раз моя роль не требует физических нагрузок. Вон в исторических фильмах актеры на колесницах гоняют, с копьями бегают, драки разные, гонки... А для меня сейчас любая съемка — это жизнь. Раньше картины по году снимались. Группа была как маленькое государство. Сейчас же все так быстро снимают, будто из автомата строчат. Ни о какой глубине и речи быть не может. Правда, попадаются неплохие сериалы, но очень редко.

— А вы смотрите сериалы?

— Не всегда. Если из последних брать, то отмечу «Платину», «Бандитский Петербург», «Идиот», если можно его назвать сериалом. Особенно мне понравился Евгений Миронов, который играл князя Мышкина. Он смог показать, что его герой — нормальный человек, привыкший к честности и благородству.

— От предложений играть в «мыле» не отказываетесь?

— Я снимался в сериалах. Но не в мыльных, а в детективных — «На углу, у Патриарших», «Евлампия-2» и «Евлампия-3». Многих даже названий не помню. Ну что греха таить пред народом, иногда нужно просто работать, потому что нужно жить. К сожалению, не могу назвать себя обеспеченным актером. Поэтому не отказываюсь от работы, даже если она мне не очень нравится.

— Не обеспечены, хотя сыграли столько ролей?

— Вот такой парадокс. В молодости от предложений отбоя не было. Я очень много снимался, но платили тогда копейки. Сейчас же — все наоборот: платят неплохо, но силы уже не те.

— Помните свой первый гонорар?

— Первый не помню. Наверное, был совсем копеечный. Мы с родителями жили очень скромно, в маленькой, 12-метровой комнате. Мебели в ней почти не было, лишь в углу стоял старый шкаф. Я спал на полу или на сдвинутых стульях. Родители не могли позволить себе хорошую мебель. Поэтому на свой первый внушительный по тем временам гонорар я купил им румынский гарнитур. Туда входили полированный шкаф и красивая полуторная кровать. А раньше они спали просто на матрасе, который стоял на кирпичах. Еще были тумбочка и трельяж. Когда привезли все это, я был горд до безумия.

— Гарнитур и сейчас сохранился?

— Конечно. Кровать и трельяж «живут» у меня.

— Какому фильму обязаны столь дорогой покупкой?

— Тогда я одновременно снимался сразу в двух фильмах — «Гость с Кубани» и «За витриной универмага». А моя первая картина — «Опасные тропы». Я тогда еще был студентом, на четвертый курс перешел. Нам не разрешали сниматься, но в летние каникулы был большой соблазн. Да и пример существовал — старшекурсник Леня Харитонов. Все ему завидовали. И я не выдержал. Думаю, пока картина выйдет (они тогда долго снимались), я уже закончу обучение, ругать меня будет поздно. Так оно и получилось. А после окончания Школы-студии МХАТ меня пригласили сразу в две картины. Иван Пырьев, который был директором киностудии «Мосфильм», послал довольно грозную телеграмму министерству культуры, чтобы меня никуда не отсылали из Москвы. Ведь тогда нужно было обязательно три года отработать в провинциальном театре.

«Я ни разу не пожалел, что женат»

— Как же вам удалось избежать этого?

— Пырьев написал, что я занят в главных ролях в кино. Так оно и вышло. А потом и до «товарища Сухова» дошел.

— Вас и сейчас так называют?

— Бывает. Не скажу, что это мне сильно нравится. Особенно, когда вслед выкрикивают: «Смотрите, вон... «Белое солнце пустыни» пошло!» Ведь у меня было много и других хороших фильмов. Например, «Берега в тумане», где я играл офицера.

— Миллионы зрителей запомнили вас как товарища Сухова. А ведь вы могли бы и не сыграть эту роль?

— Да, изначально был утвержден Георгий Юматов. Но потом его «за плохое поведение» отстранили и на роль пригласили меня. Не очень корректная ситуация сложилась. Я согласился только после того, как поговорил с Юматовым.

— Говорят, вы едва не утонули во время съемок?

— На Каспийском море снимали сцену, где мы с Абдуллой перестреливаемся в воде. Нужно было и оружие держать, и на плаву держаться. Хоть плаваю я хорошо, для подстраховки одной рукой схватился за бревно. В какой-то момент рука соскользнула. Я ушел под воду, но смог сам выплыть. Помню, вода была холоднющая — снимали-то в конце октября.

Эти съемки вообще были сложными, тяжелыми физически. Мы так выматывались, что порой с ног валились. Жили сначала под Махачкалой в очень скромной гостинице, похожей на спичечный коробок, а потом в Туркмении — на территории военной части. Удобств — никаких. Жара стояла страшная. Вокруг пустыня, бесконечные пески. Постоянно хотелось пить. Утолить жажду можно было только зеленым чаем — я его до сих пор люблю. Зато место для съемок было идеальное — на развалинах старинного города Мерв, который основал еще Александр Македонский. Там сохранилась небольшая часть старого города, которую местные жители чтят как святыню. Разрешения на съемку просили у муллы.

— Вам, наверное, завидовали многие мусульманские мужчины, ведь у вас в гареме было аж девять жен?

— Не знаю, может быть... (Улыбается.) Но на площадке этих жен всегда не хватало. На кого надели паранджу — тот и жена. Порой даже одалживали у Абдуллы бандитов, чтобы укомплектовать гарем.

— В реальной жизни вы, как и ваш герой Сухов, оставались верны и преданы только одной женщине?

— Я женат уже 54 года! И ни разу не пожалел об этом.

— В чем же секрет вашего семейного благополучия?

— В понимании, уважении... Мы все делаем вместе. Не делим работу на мужскую и женскую. Если надо, сам могу обед приготовить, умею и супы варить, и котлеты жарить. И спокойно сидеть на месте пассажира, когда жена ведет авто. Супруга по профессии режиссер, закончила ВГИК. Но работала недолго. После рождения дочери она полностью посвятила себя ее воспитанию.

А еще мы старались не расставаться надолго. Даже на съемки иногда жену брал. Через год после свадьбы мы вместе приехали в Киев, где я снимался в одной из первых своих картин — «Путешествие в молодость» Григория Лившица. Это было прекрасное время: май, потрясающая погода, каштаны цветут, всюду множество цветов и зелени. В тот период в Киеве собралось много хороших актеров. Вот и сейчас я переживаю подобные эмоции. Езжу на машине каждый день на съемки, внимательно рассматриваю город за окном и вспоминаю, каким он был полвека назад.

← к текущему номеру

Предыдущие номера в полном объеме представлены в архиве.

ГАРИК КРИЧЕВСКИЙ: «Зависнув в машине вниз головой над пропастью, я понял, что умирать не страшно. Даже появляется драйв!»
ГАРИК КРИЧЕВСКИЙ:

«Зависнув в машине вниз головой над пропастью, я понял, что умирать не страшно. Даже появляется драйв!»

 
МУСЛИМ МАГОМАЕВ: «В пору моей холостяцкой жизни Гейдар Алиев часто говорил мне: «Тебе давно пора жениться. Ведешь себя плохо»
МУСЛИМ МАГОМАЕВ:

«В пору моей холостяцкой жизни Гейдар Алиев часто говорил мне: «Тебе давно пора жениться. Ведешь себя плохо»

 
РОМАН ВИКТЮК: «Целью тех, кто напал на меня полтора года назад возле дверей моей квартиры в Москве, было убийство. Но ангел-хранитель меня защитил»
РОМАН ВИКТЮК:

«Целью тех, кто напал на меня полтора года назад возле дверей моей квартиры в Москве, было убийство. Но ангел-хранитель меня защитил»

 
события недели
Британский мультимиллионер Кинан Алтунис выиграл в лотерею пожизненное обеспечение
Чтобы выглядеть выше ростом, Николя Саркози носит туфли со специальной стелькой
Леонид Черновецкий будет «сражаться до последней капли крови» за «Чайку», на которой раньше ездил Владимир Щербицкий
Суд назначил отца Бритни Спирс опекуном ее имущества
Во Франции создано «интеллектуальное» искусственное сердце
У мэра Львова Андрея Садового родился четвертый сын
Юрий Лужков предложил повернуть вспять... сибирские реки
Знаменитого кинорежиссера Ежи Гоффмана в Украине лишили авторского права на фильм «Огнем и мечем»
© "События и люди" 2008
Все права на материалы сайта охраняются
в соответствии с законодательством Украины
Условия ограниченного использования материалов