В свои 78 лет популярный актер продолжает активно сниматься в кино. Режиссеры с удовольствием приглашают его в свои картины. На счету Анатолия Борисовича около ста работ («Опасные тропы», «Друг мой Колька», «Дайте жалобную книгу», «Берега в тумане»), но больше всего зрители помнят его по роли товарища Сухова из «Белого солнца пустыни» (1969 год). Фильм купили 130 стран мира! Стать популярным Анатолий Кузнецов мог и гораздо раньше, если бы согласился сыграть роль парня, влюбленного в героиню Людмилы Гурченко в фильме «Карнавальная ночь». Но тогда эта роль показалась ему неинтересной. А сыгравший сантехника Юрий Белов на следующий день после премьеры проснулся звездой! Впрочем, раньше Анатолий Борисович частенько огорчал режиссеров своими отказами. Не стал играть в фильмах «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Гараж»... «Успех предугадать невозможно», — разводит руками знаменитый актер. Он и сейчас соглашается только на те предложения, которые близки его внутреннему миру.
«Не могу назвать себя обеспеченным человеком»
— Кого вы играете в фильме Ильи Ноябрева «Возвращение блудного мужа»?
— Бывшего партийного работника, главу семьи, о которой идет рассказ.
— Вам часто доверяют положительных героев...
— Я учился в Школе-студии МХАТ. И к каждой роли, которую мне предлагали, относился уважительно. К каждому предлагаемому образу, каким бы он ни был по объему и значительности, подхожу по-новому: ищу свои краски, выражения, в контексте всего сценария... Я пытаюсь следовать своей школе, которую обожаю.
— Вы так много снимаетесь. Не утомляет жесткий график, переезды?
— Сейчас вообще людям непросто жить. Я по утрам стараюсь делать зарядку, по возможности гулять пешком, днем — работать, ночью — отдыхать и поменьше есть. Жиры практически не употребляю — они старят организм. Если нет выбора, предпочитаю вообще не принимать пищу. И, знаете, становится легче. Появляются силы, хочется работать.
Это мой труд, я на это шел, как говорится, сознательно, с юных лет. Конечно, мне тяжело. Но в этот раз моя роль не требует физических нагрузок. Вон в исторических фильмах актеры на колесницах гоняют, с копьями бегают, драки разные, гонки... А для меня сейчас любая съемка — это жизнь. Раньше картины по году снимались. Группа была как маленькое государство. Сейчас же все так быстро снимают, будто из автомата строчат. Ни о какой глубине и речи быть не может. Правда, попадаются неплохие сериалы, но очень редко.
— А вы смотрите сериалы?
— Не всегда. Если из последних брать, то отмечу «Платину», «Бандитский Петербург», «Идиот», если можно его назвать сериалом. Особенно мне понравился Евгений Миронов, который играл князя Мышкина. Он смог показать, что его герой — нормальный человек, привыкший к честности и благородству.
— От предложений играть в «мыле» не отказываетесь?
— Я снимался в сериалах. Но не в мыльных, а в детективных — «На углу, у Патриарших», «Евлампия-2» и «Евлампия-3». Многих даже названий не помню. Ну что греха таить пред народом, иногда нужно просто работать, потому что нужно жить. К сожалению, не могу назвать себя обеспеченным актером. Поэтому не отказываюсь от работы, даже если она мне не очень нравится.
— Не обеспечены, хотя сыграли столько ролей?
— Вот такой парадокс. В молодости от предложений отбоя не было. Я очень много снимался, но платили тогда копейки. Сейчас же — все наоборот: платят неплохо, но силы уже не те.
— Помните свой первый гонорар?
— Первый не помню. Наверное, был совсем копеечный. Мы с родителями жили очень скромно, в маленькой, 12-метровой комнате. Мебели в ней почти не было, лишь в углу стоял старый шкаф. Я спал на полу или на сдвинутых стульях. Родители не могли позволить себе хорошую мебель. Поэтому на свой первый внушительный по тем временам гонорар я купил им румынский гарнитур. Туда входили полированный шкаф и красивая полуторная кровать. А раньше они спали просто на матрасе, который стоял на кирпичах. Еще были тумбочка и трельяж. Когда привезли все это, я был горд до безумия.
— Гарнитур и сейчас сохранился?
— Конечно. Кровать и трельяж «живут» у меня.
— Какому фильму обязаны столь дорогой покупкой?
— Тогда я одновременно снимался сразу в двух фильмах — «Гость с Кубани» и «За витриной универмага». А моя первая картина — «Опасные тропы». Я тогда еще был студентом, на четвертый курс перешел. Нам не разрешали сниматься, но в летние каникулы был большой соблазн. Да и пример существовал — старшекурсник Леня Харитонов. Все ему завидовали. И я не выдержал. Думаю, пока картина выйдет (они тогда долго снимались), я уже закончу обучение, ругать меня будет поздно. Так оно и получилось. А после окончания Школы-студии МХАТ меня пригласили сразу в две картины. Иван Пырьев, который был директором киностудии «Мосфильм», послал довольно грозную телеграмму министерству культуры, чтобы меня никуда не отсылали из Москвы. Ведь тогда нужно было обязательно три года отработать в провинциальном театре.
«Я ни разу не пожалел, что женат»
— Как же вам удалось избежать этого?
— Пырьев написал, что я занят в главных ролях в кино. Так оно и вышло. А потом и до «товарища Сухова» дошел.
— Вас и сейчас так называют?
— Бывает. Не скажу, что это мне сильно нравится. Особенно, когда вслед выкрикивают: «Смотрите, вон... «Белое солнце пустыни» пошло!» Ведь у меня было много и других хороших фильмов. Например, «Берега в тумане», где я играл офицера.
— Миллионы зрителей запомнили вас как товарища Сухова. А ведь вы могли бы и не сыграть эту роль?
— Да, изначально был утвержден Георгий Юматов. Но потом его «за плохое поведение» отстранили и на роль пригласили меня. Не очень корректная ситуация сложилась. Я согласился только после того, как поговорил с Юматовым.
— Говорят, вы едва не утонули во время съемок?
— На Каспийском море снимали сцену, где мы с Абдуллой перестреливаемся в воде. Нужно было и оружие держать, и на плаву держаться. Хоть плаваю я хорошо, для подстраховки одной рукой схватился за бревно. В какой-то момент рука соскользнула. Я ушел под воду, но смог сам выплыть. Помню, вода была холоднющая — снимали-то в конце октября.
Эти съемки вообще были сложными, тяжелыми физически. Мы так выматывались, что порой с ног валились. Жили сначала под Махачкалой в очень скромной гостинице, похожей на спичечный коробок, а потом в Туркмении — на территории военной части. Удобств — никаких. Жара стояла страшная. Вокруг пустыня, бесконечные пески. Постоянно хотелось пить. Утолить жажду можно было только зеленым чаем — я его до сих пор люблю. Зато место для съемок было идеальное — на развалинах старинного города Мерв, который основал еще Александр Македонский. Там сохранилась небольшая часть старого города, которую местные жители чтят как святыню. Разрешения на съемку просили у муллы.
— Вам, наверное, завидовали многие мусульманские мужчины, ведь у вас в гареме было аж девять жен?
— Не знаю, может быть... (Улыбается.) Но на площадке этих жен всегда не хватало. На кого надели паранджу — тот и жена. Порой даже одалживали у Абдуллы бандитов, чтобы укомплектовать гарем.
— В реальной жизни вы, как и ваш герой Сухов, оставались верны и преданы только одной женщине?
— Я женат уже 54 года! И ни разу не пожалел об этом.
— В чем же секрет вашего семейного благополучия?
— В понимании, уважении... Мы все делаем вместе. Не делим работу на мужскую и женскую. Если надо, сам могу обед приготовить, умею и супы варить, и котлеты жарить. И спокойно сидеть на месте пассажира, когда жена ведет авто. Супруга по профессии режиссер, закончила ВГИК. Но работала недолго. После рождения дочери она полностью посвятила себя ее воспитанию.
А еще мы старались не расставаться надолго. Даже на съемки иногда жену брал. Через год после свадьбы мы вместе приехали в Киев, где я снимался в одной из первых своих картин — «Путешествие в молодость» Григория Лившица. Это было прекрасное время: май, потрясающая погода, каштаны цветут, всюду множество цветов и зелени. В тот период в Киеве собралось много хороших актеров. Вот и сейчас я переживаю подобные эмоции. Езжу на машине каждый день на съемки, внимательно рассматриваю город за окном и вспоминаю, каким он был полвека назад.